ГИ ДЕ МОПАССАН (GUY DE MAUPASSANT. 1850-1893)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— родился в Нормандии в обедневшей дворянской семье, окончил лицей в Руане. Во время франко-прусской войны он был призван на военную службу. До 1880 г. служил чиновником в разных министерствах. В 1870-х гг. Мопассан совершенствовался в литературном мастерстве под руководством Флобера, ставшего его другом и учителем и оказавшего решающее воздействие на формирование таланта писателя. Флобер ввел его в круг мастеров слова того времени: Золя, братьев Гонкуров, Доде. Тогда же возникла дружба Мопассана с Тургеневым, познакомившим его с русской литературой. Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазной направленностью и остротой социального анализа. Творчество Мопассана последующего десятилетия было необычайно плодотворно. До своей смерти писатель опубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков, знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1888) и другие произведения. Мопассан вскрыл и продемонстрировал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль собственника. Для большинства его произведений характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Как ученик Флобера, он всегда отстаивал требования ясной и точной художественной формы, простоты и выразительности языка. Внешняя непритязательность его стиля скрывает огромное мастерство, большую работу над словом, виртуозное владение всеми богатствами французского языка. Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено в законченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острых характеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистики Мопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций — от грустных и трагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию и язвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции — спутниках брака («Реванш», «Знак», «Иветта»). Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность «маленького» человека («Одиночество», «Верхом», «Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»).

Жизнь (Une vie. 1883)

— роман, в котором тема утраченных иллюзий, столкновения романтических мечтаний с грубой и жестокой прозой жизни насыщена глубоким социально-историческим содержанием. Печальная судьба героини романа, чистой и человечной Жанны, девушки из дворянской семьи, свидетельствует о нежизнеспособности патриархально-дворянского уклада, его беспомощности перед напором буржуазного практицизма. Юная Жанна, вступая в жизнь, мечтает о будущем, полном безмятежного счастья. Все вызывает у нее восторг и умиление. Но романтические представления приводят ее к горьким разочарованиям. Одна за другой гибнут ее мечты о единственной и вечной любви, о счастливом браке, о святости семейного очага, наконец — о сыне, от которого она так много ждала. Жанна приходит к мысли, что «Все в мире лишь страдание, горе, несчастье и смерть». В структуре романа Жанне противопоставлена ее служанка Розали, женщина простая и здравомыслящая, много натерпевшаяся на своем веку, однако влюбленная в жизнь и знающая ей цену. В финальной фразе романа в словах крестьянки-труженицы звучит суровый приговор праздному, пустому и паразитическому существованию.

Милый друг (Bel-Ami. 1885)

— самый сильный социально заостренный роман Мопассана, в котором история карьеры заурядного Жоржа Дюруа, человека аморального и беспринципного, вырастает в памфлетно-сатирическое обличение политических нравов, прессы, всей общественной жизни Франции. Головокружительный успех Дюруа свидетельствует о господстве духа продажности во всех сферах общества и о нравственном вырождении личности в этом бездуховном климате. Вернувшись из колониальной армии в чине унтер-офицера, Жорж Дюруа становится репортером сомнительной газетки. Вскоре он женится на Мадлене Форестье, так как она богата и будет писать за него статьи, как писала за покойного мужа. Со временем Дюруа становится состоятельным человеком, известным журналистом. Новая ступень на пути вверх — роман с госпожой Вальтер, женой банкира-миллионера, с помощью которой Дюруа богатеет на биржевых спекуляциях и получает возможность влиять на политическую жизнь страны. Ловко добившись развода, он женится на Сюзанне Вальтер, дочери банкира, и роман заканчивается торжественным венчанием в церкви, открывающем Жоржу Дюруа, богатому, уважаемому, известному литератору, одному из столпов порядка, дорогу к дальнейшим успехам на политическом поприще.

Монт-Ориоль (Mont-Oriol. 1886)

— роман, который также отличается социально-психологической глубиной. Героиня книги Христиана — женщина, способная на тонкое глубокое чувство, чуждая деляческому практицизму своего мужа банкира Андермата и обманувшаяся в любви к себялюбивому сибариту художнику Бретиньи. Ловкий и преуспевающий Андермат организует акционерное общество для превращения маленького местечка Монт-Ориоль в модный курорт. Чтобы создать источникам Монт-Ориоля славу целебных, Андермат подкупает не только местных, но и парижских врачей, представителей прессы и чиновников. В этом «сражении денег» участвуют и местные сельские богачи, жаждущие урвать от этой авантюры не меньше, чем городские буржуа. Миру наглой и грубой корысти, хищного предпринимательства противопоставлена Христиана, страдающая и обреченная на мучительное одиночество.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Сост. и общ. ред. Н.М.Любимова; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1977; Полное собрание сочинений: В 12 т. / Под общ. ред., со вступ. ст. и коммент. Ю.И.Данилина. — М.: Правда, 1958; Жизнь; Милый друг; Новеллы / Вступ. ст. и примеч. Е.Евниной. — М.: Худож. лит., 1970. — 791 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 15 t. - Paris: Libr. de la France, 1934-1935; Bel-Ami / Предисл. М. Яхонтовой. -3 ed. — M.: Ed. en langues étrang., 1958. — 351 p.; Contes et nouvelles choisies / Сост. и автор предисл. Е М.Евнина. — М.: Progrès, 1976. — 335 p.; Mont-Oriol / Предисл. Т.Крыловой. 3 éd. — M.: Ecole supérieure, 1971. — 311 p.; Une vie,— 2 éd. — M.: École supérieure, 1974. — 206 p.

Литература

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. — 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1968. — 256 с.; Лану А. Мопассан: Пер. с фр. — М.: Мол. гвардия, 1971. — 389 с. — (Жизнь замечат. людей); Толстой Л. Н. Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. — Полн. собр. соч., М., 1951, т. 30, с. 3—24. Dumesnil R. Guy de Maupassant. - Paris: Tallandier, 1947. — 284 p.; Schmidt A.-M. Maupassant par lui-même. - Paris: Éd. du Seuil, 1968. - 191 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV