РОМЕН РОЛЛАН (ROMAIN ROLLAND. 1866-1944)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

- родился в Кламси в семье нотариуса. Получил высшее образование в Эколь Нормаль, читал курс истории музыки, занимаясь одновременно литературным творчеством. Мечтая о создании героического народного театра, Роллан пишет цикл драм, посвященных Великой французской революции: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902), в последней он стремится вывести на сцену массы, утвердить принцип монументального народного искусства. В первом десятилетии века Роллан создает серию биографий великих творцов прошлого: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Мировая известность пришла к Роллану с десятитомной эпопеей «Жан-Кристоф», написанной в предвоенные годы. Первая мировая война, заставшая Роллана в Швейцарии, ознаменовала резкий поворот во всей его жизни — один из первых среди интеллигенции воюющих стран он поднял голос протеста против империалистической бойни. Широкая общественная деятельность писателя, его страстные публицистические выступления, объединенные в сборниках «Над схваткой» (1915) и «Предтечи» (1919), приобрели широкий международный резонанс. Октябрьскую революцию Роллан воспринял как грандиозное событие мирового значения; он стал другом Советского Союза, неоднократно выступал в его защиту. В 1930-е гг. Роллан был одним из идейных вдохновителей международного антифашистского движения. Главное художественное произведение этих лет — «Очарованная душа». В 1935 г. Роллан побывал в СССР и встретился с Горьким, дружеская переписка с которым началась с 1917 г. В 1939 г. писатель закончил трагедию «Робеспьер», завершившую цикл драм революции. Будучи уже старым и больным, Роллан пережил оккупацию своей родины фашистскими захватчиками.

Жан-Кристоф (Jean-Christophe. 1904-1912)

— десятитомный роман, в котором каждый том носит законченный, самостоятельный характер: «Заря», «Утро», «Юность», «Бунт», «Ярмарка на площади», «Антуанетта», «В доме», «Подруги», «Неопалимая купина» и «Грядущий день». Герой романа — немец Жан-Кристоф, талантливый музыкант, композитор. Его свободному, подлинно новаторскому творческому духу глубоко враждебны и консерватизм мещанских вкусов в искусстве, и поверхностная погоня за сенсационной модой, и вся атмосфера буржуазной культуры XX в. Жан-Кристоф — бунтарь-одиночка. История его духовной борьбы, муки и радости творческого процесса, формирование высокоодаренного композитора, которому Роллан придал много бетховенских черт, составляют содержание эпопеи. Тонкое проникновение в психологию детства («Заря», «Утро»), радости и тревоги первой страсти («Юность»), глубокое лирическое восприятие природы придают подлинную человечность и взволнованность роману. Сатирически остро, темпераментно Роллан вскрывает убожество мещанского искусства и литературы, продажность политики («Бунт» и особенно «Ярмарка на площади»). В последнем томе — «Грядущий день» — мы видим уже старого, завоевавшего известность Кристофа, примирившегося с жизнью, в окружении молодого поколения — детей итальянки Грации, француза Оливье. Эго грандиозное повествование сочетает духовную биографию героя с широкой социальной панорамой Европы XX в. Подчеркивая общность судеб европейских наций, Роллан выдвигает идею братства народов.

Кола Брюньон (Colas Breugnon. 1918)

— роман, в котором наиболее полно проявились демократизм Роллана и его вера в неиссякаемые жизнеутверждающие творческие силы народа. Герой книги — бургундский мастер, резчик по дереву из Кламси Кола Брюньон. Он живет на грани XVI и XVII вв., в эпоху французского Возрождения. Кола — живое воплощение народного духа — никогда не теряет оптимизма и умеет по-настоящему наслаждаться и возрождающейся весенней природой, и отцовскими чувствами, и дружбой с крошкой внучкой, и более всего работой резчика, своими созданиями из дерева — нимфами, изобильными плодами, которыми он украшает мебель и дома заказчиков. Творческий, радостный труд — основа жизнелюбия Кола. Сила жизни, заключенная в нем, всегда побеждает горе и отчаяние. Непокорный и насмешливый Кола в критические моменты становится храбрым и находчивым. В «стариковской» жизни «на покое» у дочери он находит спокойную радость, читая Плутарха и наслаждаясь мыслью о вечно возрождающейся жизни, неумирающем галльском духе свободолюбивого и созидающего французского народа. Рассказ ведется от лица самого Кола, большею частью в ритмической прозе, языком острым, «соленым», красочным, насыщенным пословицами и поговорками.

Очарованная душа (L'âme enchantée. 1922-1933)

— цикл романов об Аннет Ривьер, французской интеллигентке, честной, мыслящей, глубоко чувствующей женщине, современнице первой мировой войны и Октябрьской революции. Цикл состоит из романов «Аннет и Сильвия», «Лето», «Мать и сын», «Смерть одного мира» и «Рождение». Наибольший интерес представляют собой последние две книги «Очарованной души», объединенные заглавием «Провозвестница», в которых с большой психологической глубиной показаны идейный рост сына Аннет Марка, его переход от интеллигентских индивидуалистических иллюзий к активной антифашистской борьбе (он погибает в столкновении с итальянскими чернорубашечниками) и мучительный, но закономерный путь прихода Аннет и ее друзей в ряды революционных борцов. В этих послевоенных книгах цикла Роллан выступает как художник-психолог, раскрывший мир интимных переживаний героев: перипетии материнских чувств и отношений Анне- -, растущим и мужающим сыном, роман и брак Марка с русской девушкой Асей, чувство бабушки Аннет к внуку Ване. Цикл, задуманный как психологический, в ходе работы перерос в эпическое произведение большого социального масштаба.

Произведения

Собрание сочинений: В 14 т. / Пер. под общ. ред. и со вступ. ст. И. Анисимова. - М.: Гослитиздат, 1954-1958- Собрание сочинений: В 9 т. / Под ред. Н.М.Любимова.- М.: Правда, 1983; Жан Кристоф: В 2 т. / Вступ. ст. и примеч. И.Лилеевой.- М.: Худож. лит., 1970.- (Б-ка всемирн. L'âme enchantée: En 2 t. / Предисл. М.А.Яхонтовой.- М.: École supérieure, 1964; Colas Breugnon. «Bonhomme vit encore».- M.: Progrès, 1968.- 266 p.; Jean-Christophe: En 4 t. - M.: Ed. en langues étrang., 1957-1958.

Литература

Анисимов И И Ромен Роллан.- В кн.: Анисимов И.И. Живая жизнь классики, М., 1974, с 209-272; Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 195 с.;

Вановская Т. Ромен Роллан. - Л.; М.: Искусство, 1957. -176 с.; Дюшен И. «Жан-Кристоф» Ромена

Роллана. - М.: Худож. лит., 1966. - 142 с. Мотылева Т. Ромен Роллан. - М.: Мол. гвардия, 1969. —

380 с. — (Жизнь замечат. людей). Barrère J -В Romain Rolland: L'âme et l'art.- Paris: Albin Michel, 1966.- 251 p.; Romain Rolland.Numéro spécial «Europe», 1955, N 109-110.- 285 p.; Robichez J. Romain Rolland.- Paris: Hatier, 1961.- 238 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV