ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (PAUL CLAUDEL. 1868-1955)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург, поэт, эссеист, член Французской академии (с 1946 г.), чье творческое наследие поражает своим объемом и многогранностью. Родился в семье провинциального чиновника. Окончил лицей Людовика Великого, затем Высшую школу права и политических наук; изучал восточные языки; в 22 года стал победителем конкурса министерства иностранных дел; получил назначение заместителем консула в Нью-Йорке. Много путешествовал, был консулом в Италии, Германии и Китае, послом в Японии, США, Бельгии. Всегда напряженно работал, стал свидетелем раздела Китая на сферы влияния европейскими державами, конца викторианской эпохи, возвышения Японии после Цусимского сражения. 25 декабря 1886 г. во время рождественской мессы будущему писателю случилось откровение, способствовавшее его обращению. Он становится ревностным католиком и некоторое время находится перед выбором, посвятить себя религии или же продолжать писать. Однако рвущийся наружу писательский талант возобладал, и Клодель остался в миру. Первые поэтические опыты Клоделя получили положительную оценку Малларме. Поэзия французского символизма, особенно Рембо, оказала значительное влияние на творчество Клоделя. Его стихи отличаются глубиной философских размышлений, усложненной символикой и свободной формой (сборники «Познание Востока», 1900; «Пять больших од», 1910; «Кантата для трех голосов», 1911). Критика назвала поэтическое слово Клоделя «звуковой скульптурой». В эссе «Поэтическое искусство» (1907) художник развил мысль об универсальности поэзии, дарующей миру наслаждение словом. В середине 1930-х гг. писатель начал издавать свои комментарии к Библии и до конца жизни продолжал эту работу. Главным литературным наследием Клоделя является драматургия — около двух десятков пьес, написанных преимущественно «версетом» — ритмической прозой, ориентированной на библейский стих. Театр Клоделя — вне конкретных времени и пространства, в нем драматург выступает в роли демиурга, творящего мир ради движения к высшей цели — познанию Творца, которое герои чаще всего обретают в смерти; когда же этот мир перестает удовлетворять Создателя, он перекраивает его. Многие пьесы имеют по два варианта: «Золотая голова» (1890, 1894), «Город» (1890, 1897), «Полуденный раздел» (1905, 1921), «Благовещение» (1911, 1948), наиболее значительная драма «Атласный башмачок» (1924, 1943—1944). Наряду с трагедией (трилогия «Залог», 1910; «Черствый хлеб», 1914; «Унижение отца», 1916) автор пробовал себя в комических жанрах: буффонада «Протей» (1913, 1926), фарс «Медведь и Луна» (1917). Клодель-драматург, названный современниками «католическим Шекспиром», не имеет ни последователей, ни продолжателей.

Атласный башмачок (Le soulier de satin)

— попытка создания «тотальной драмы», действие которой разбросано по всему земному шару, а время сводится к обобщенному представлению об эпохе конца XVI — начала XVII в. Скрепляет все любовь главных героев — конкистадора дона Родриго и донны Пруэзы, их стремление соединиться. Однако каждому сужден свой удел. Пруэза оказывается перед выбором — последовать за Родриго в новые земли или исполнить собственное предназначение и остаться в крепости Могадор на африканском побережье. Она выбирает призвание, и оно, а не замужество Пруэзы, разъединяет влюбленных. Следуя воле Провидения, они идут к гибели, продолжая любить друг друга. В стилизованной под испанский барочный театр драме присутствует как «высокое» (высшие силы — Неукротимый, Ангел-Хранитель, различные святые), так и «низкое» («вставные» эпизоды с комическими персонажами), создавая неповторимый трагикомический эффект.

Произведения

Протей: Сатировская драма в двух действиях / Пер. А. Г. Мовшенсона. — Петроград: Мысль, 1923. — 78 с.; [Стихотворения] - В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 523—528. Théâtre En 2 t. / Introd. et chronologie de la vie et de l'oeuvre par J. Madaule. — Paris: Gallimard, 1956.

Литература

Луначарский А. В. Драма Клоделя. — В кн.: Луначарский А. В. Собрание сочинений, т. 5, М., 1965, с. 344—355; Сабашникова А.А. Поль Клодель — возрождение мистерии. — Театр, 1989 № 1 с. 147-153. Altier A. Claudel. - Paris: Seghers, 1968. - 190 p.; Becker A. Claudel et l'interlocuteur invisible. — Paris: Nizet, 1974. — 348 p.; Mercier-Campiche M. Le théâtre de Claudel. — Paris: Pauvert, 1968. — 276 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV