Наши партнеры

water city slide
Беспроцентные кредиты

ПОЛЬ ВАЛЕРИ (PAUL VALÉRY. 1871-1945)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— сын таможенного чиновника, в детстве хотел стать моряком, окончил Школу права в Монпелье. Там он познакомился с Пьером Луисом, который стал его другом на всю жизнь, представил его Андре Жиду и ввел в кружок Стефана Малларме. Первые стихотворения Валери напечатаны в символистском журнале «Ла Конк». Успех, казалось бы, подтвердил литературное призвание Валери, однако внезапно в 1892 г. его охватил глубокий внутренний кризис; он бросил занятия поэзией и целиком посвятил себя изучению математики. Лишь впоследствии стало известно, что он долгие годы вел литературные дневники, которые и по сей день недостаточно изучены. В 1895 г. он пишет «Введение в метод Леонардо да Винчи», а в 1897 г. — «Методическую победу», эссе об экономической мощи Германии. Чиновник военного министерства с 1895 г. по 1900 г., Поль Валери становится секретарем директора агентства «Гавас» и занимает этот пост вплоть до 1922 г. В 1917 г. он возвращается к поэзии, опубликовав поэму «Молодая парка». Написанная после длительного молчания, она сразу же получила признание и принесла поэту славу. Поэма развивается как перенасыщенный монолог, в котором теряются точки соприкосновения с реальным миром, мысли повторяются и самоотражаются, что сближает поэму с традиционными произведениями символистов: ускользающие смыслы предметов являются в ней в перспективе взаимоотражающих зеркал. Поэму называют иногда «поэмой удвоения» или «драмой удвоения». В 1920 г. Валери печатает под названием «Альбом старых стихов» написанные им еще в молодости произведения. За этим следует ряд книг: «Эвпалинос, или архитектор» (1921), самый значительный его цикл стихотворений «Очарования» (1922), «Душа и танец» (1923), диалоги в прозе. С 1924 г. по 1944 г. он пишет разнообразные статьи и эссе, которые в настоящее время публикуют под общим названием «Разнообразное» («Варьете»). Эти заметки демонстрируют разносторонность интересов Поля Валери, прекрасного стилиста, интересующегося одновременно науками и искусством, размышляющего о музыке и живописи (он был также неплохим гравером и рисовальщиком). Из своих литературных дневников он выделил и опубликовал несколько сюжетов, в частности «Ромбы» (1926), «Аналекта» (1927), «Новые ромбы» (1927), «Умолчания» (1930), «Взгляд на современный мир» (1931), «Злые мысли» (1942), «Такой, какой есть» (1943). В 1925 г. его избирают во Французскую академию, в 1937 г. он становится преподавателем Коллеж де Франс, где читает курс поэтики. В 1941 г. он написал драматическое произведение «Мой Фауст». Одна из основных в творчестве Валери — тема «я», рассмотренная с различных точек зрения. Эта тема получила наиболее яркое выражение в стихотворениях о Нарциссе, в поэме «Молодая парка» и в цикле очерков о господине Тэсте («Вечер с господином Тэстом» (1896), «Письмо мадам Эмилии Тэст» (1925), а также «Разрозненные мысли господина Тэста»). Валери не хотел, чтобы его называли философом: «Моя система заключается в том, чтобы ее не иметь». Избегая системы, Поль Валери тем не менее создал собственную систему эстетических взглядов. Созданный Валери мир образов и ассоциаций обладает внутренней логической структурой, однако перенасыщен символами, аллегорическими фигурами, изощренными метафорами.

Произведения

Избранное / Введ. и ред. А.Эфроса. — М.: Худож. лит., 1936. — 298 с.; Об искусстве / Изд. подгот. В. М. Козовой; Предисл. А. А. Вишневского. — М.: Искусство, 1976. — 622 с.; Об искусстве: Сборник / Предисл. А.А.Вишневского. — М.: Искусство, 1993. — 506 с.; Юная Парка: Стихи, поэма, проза. — М.: Текст, 1994. - 237 с.; [Стихи]. - В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 532-534. Oeuvres: En 2 vol. / Éd établie par J. Hytier. - Paris: Gallimard, 1957-1960; Poésies. - Paris: Gallimard, 1964. - 267 p.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Последний классик французской литературы (Поль Валери). — В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с.430—451; Моруа А. Поль Валери. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 255—278; Тарасов Б. Интеллектуальный «демонизм» и поэтическая «гимнастика»: Эстетические воззрения Поля Валери. — Вопр. лит., 1978, М» 6, с. 163—193. Berne-Joffroy A. Valéry. — Paris: Gallimard, I960. — 314 p.; Charpier J. Essai sur Paul Valéry. — Paris: Seghers, 1966. - 223 p.

Вернуться к оглавлению