МАРСЕЛЬ ПРУСТ (MARCEL PROUST. 1871-1922)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— вырос в семье известного парижского врача Адриана Пруста. В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, которая в последней трети жизни превратила его в добровольного узника обитой пробкой, непроницаемой для света и звуков комнаты. Однако болезнь не помешала будущему писателю завоевать репутацию одного из наиболее способных учеников лицея Кондорсе (1882—1889). В 1890 г., после кратковременной службы в армии, Пруст поступил в Школу политических наук, намереваясь в дальнейшем стать профессиональным дипломатом. Несколько позже созрело окончательное решение выбрать профессию литератора. Первая книга Пруста, «Утехи и дни» (1896), прошла незамеченной, несмотря на сочувственное предисловие Анатоля Франса. А затем долгое, до 1913 г., молчание — значительный период жизни, во время которого им не было опубликовано ни одного крупного произведения. Изредка появлявшиеся в «Фигаро» статьи да два перевода эстетических трактатов Джона Рескина скорее укрепляли за Прустом репутацию светского дилетанта, балующегося литературой, чем обещали появление новой звезды на небосводе французской литературы. Только через тридцать лет после смерти писателя, когда были обнаружены рукописи двух больших, ранее неизвестных его произведений, стало ясно, как много работал Пруст в ту пору. Первое из этих произведений — незаконченный автобиографический роман «Жан Сантей» (опубл. в 1952 г.), насчитывающий тысячу страниц и являющийся своего рода прообразом главного творения писателя, создавалось с 1896 г. по 1904 г.; второе — литературоведческая книга «Против Сент-Бёва» (опубл. в 1954 г.), содержащая основные положения прустовской эстетики, — было написано в 1908—1910 гг. В 1913 г. вышел роман «По направлению к Свану», первый в серии других, составивших вместе прустовский шедевр «В поисках утраченного времени».

В поисках утраченного времени (À la recherche du temps perdu. 1913—1927)

— главная книга Пруста. Настоящее признание к Прусту пришло лишь после Первой мировой войны, когда были изданы последующие части цикла: «Под сенью девушек в цвету» (1919), «У Германтов» (1920-1921), «Содом и Гоморра» (1921-1922), «Пленница» (1923), «Беглянка» (1925), «Обретенное время» (1927). Последние тома были опубликованы уже после смерти писателя. В 1919 г. был также издан сборник «Подражания и разное», включавший имитации стилей различных французских писателей и несколько работ по эстетике. Хотя наследие Пруста не ограничивается «Поисками», рядом с ними все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. От статьи к статье, от письма к письму искал и находил он предмет изображения — свою жизнь и жизнь своих знакомых, метод — психологический реализм, стиль — гибкий и послушный, пригодный для воплощения любой, даже самой неуловимой мысли и любого, даже самого смутного чувства. Совершенно естественно сложилась форма повествования от первого лица, естественно пришло на ум имя главного героя — Марсель, — такое же, как и у автора. Произведение Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя оно прочно связано с романической традицией, это не совсем роман, не мемуары, несмотря на углубленную автобиографичность. Метод, использованный для его создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и классицизм. Интрига в «Поисках» практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве В «Поисках» можно выделить три больших цикла — цикл Свана, цикл Германтов и цикл Альбертины, сквозь которые прослеживается эволюция Марселя и других персонажей. Порой сложное переплетение судеб создает впечатление неуправляемого хаотического повествования, а рассмотрение одних и тех же персонажей в различных обстоятельствах и под различными углами зрения приводит как бы к расщеплению характеров на ряд изолированных, противоречащих друг другу ликов. Расщепление это производится в восприятии разных персонажей и во времени, наиболее последовательно осуществляется по отношению к людям искусства. Например, рассказчик с удивлением обнаруживает, что пошловатая личность, время от времени попадающаяся ему в одном из буржуазных салонов, и знаменитый, восхищающий его своими пейзажами художник — одно и то же лицо, что великая актриса в жизни оказывается эгоисткой, а гениальный писатель — вульгарным честолюбцем. Зато Пруст настаивает на творческой целостности людей искусства. Согласно его теории, любой художник дарит миру одну-единственную индивидуальную и «неизменную» красоту и всегда является автором одного-единственного произведения, как бы велика ни была в количественном отношении его творческая продуктивность, потому что и красота, и произведение живут в единстве стиля, который у истинного творца всегда тождествен самому себе и служит наиболее достоверным признаком гения и призвания. Поиском своей собственной красоты, поиском своего призвания, по существу, является «поиск утраченного времени». «В поисках утраченного времени» — это не только художественное произведение, это одновременно и эстетический трактат, который заканчивается мыслью героя о необходимости написать книгу о своей жизни.

Произведения

В поисках утраченного времени / Пер. Н.Любимова. — М.: Худож. лит., 1973—1990: По направлению к Свану / Предисл. Б. Сучкова. — 1973. — 464 с.; Под сенью девушек в цвету / Предисл. В. Днепрова. — 1976. — 555 с.; У Германтов / Предисл. Л.Андреева. — 1980. — 647 с.; Содом и Гоморра / Предисл. А.Михайлова. — 1987. — 559 с.; Пленница / Вступ. ст. и коммент. А.Михайлова. — 1990. — 432 с. Oeuvres complètes: En 10 vol. — Paris: NRF, 1929—1936; A la recherche du temps perdu: En 6 vol. — Paris: Gallimard, 1966-1967.

Литература

Андреев Л. Г. Марсель Пруст. — М.: Высш. школа, 1968. — 95 с.; Бочаров С. Г. Пруст и «поток сознания». — В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, М., 1967, с. 194—234; Моруа А. Марсель Пруст. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с.201—229; Ревель Ж.-Ф. О Прусте: Размышляя о цикле «В поисках утраченного времени» / Пер. Г. Р. Зингера. — М.: Изд.-во «Знак — СП»: 1995. — 192 с.; Сучков Б.Л. Марсель Пруст. — В кн.: Сучков Б.Л. Лики времени, М., 1976, т. 2, с. 71-99. Bardèche M. Marcel Proust romancier: En 2t. — Paris: Les sept couleurs, 1971; Cruciani F. Marcel Proust. — Paris: Charron, 1971. — 134 p.; Gattaui G. Proust et ses métamorphoses. — Paris: Nizet, 1972. — 310 p.; Mauriac F. Du côté de chez Proust. — In: Mauriac F. Écrits intimes, Genève; Paris, 1953, p. 191—247; Piroué G. Comment lire Proust. — Paris, 1971. — 147 p.; Tardié J.-Y. Proust et le roman. — Paris: Gallimard, 1971.- 461 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV