ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР (GUILLAUME APOLLINAIRE. 1880-1918)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Вильгельма-Альберта-Владимира-Аполлинария Костровицкого. Его творчество входит в тот ряд, который открывают поэмы «чистых форм» во главе с Малларме и который завершается сюрреализмом. Важной стороной творчества Аполлинера является глубокий и искренний драматизм человеческих переживаний и желание вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал. Его стихи музыкальны и разнообразны по ритму, но в отличие от «чистого ритма» символистов они эмоционально содержательны и пролагают путь к лирическому эпосу XX в. (Неруда, Незвал). Эпическое начало проявляется в развернутых картинах самых разнообразных форм человеческой деятельности, в освоении сфер действительности, до тех пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных элементов. Своей тягой к «единодушию», охвату «всего мира» Аполлинер близок поэтам-унанимистам. Вместе с тем он продолжатель лирической романтически индивидуалистской традиции, провозглашающей поэтическое творчество одной из самых высших ценностей. У Аполлинера много стихотворений о поэте, о его месте в обществе, о его роли в жизни человечества. В повести «Убитый поэт» (1916) Аполлинер, противопоставляя художника обществу, пародирует формальные эксперименты в поэзии и живописи. Он осуществляет, по словам В. Незвала, «великолепный синтез» камерной поэзии, сатиры, балладных форм, эпоса, внедряет «потрясающую политематичность», где множество тем связываются друг с другом при-хотливьыи и мимолетными ассоциациями, оставляя тем не менее впечатление единства настроения. Поэт уитменовского «всеприятия» мира, Аполлинер смело вводит в поэзию язык репортажа, стиль газетной статьи, разговорной речи. Непринужденно и органически входят в поэтическую ткань мгновенные снимки, непосредственно передающие беглые впечатления, отрывочные разговоры, но все это активизируется страстной эмоциональностью. Аполлинер живо откликался на актуальные для его времени политические и социальные события, ему была чужда политическая индифферентность. Он сумел правильно оценить Первую мировую войну, его патриотизм свободен от шовинизма и национализма. Один из самых значительных сборников поэта «Алкоголи» (1913) состоит из 49 стихотворений. Сборник объединен общим лирическим настроением, страстным опьянением жизнью, стремлением связать все происходящее в мире единым кругом поэтического вдохновения. Стихи этого сборника, несмотря на большой хронологический диапазон, воспринимаются как цельное произведение. По замыслу поэта, многие стихи должны были называться по месяцам календаря французской революции. Поэма «Вандемьер» сохранила такое название. «Кортеж» первоначально назывался «Брюмер», соответствующее название предполагалось и для стихотворения «Зона», центрального в сборнике. Как и другие произведения поэта, стихи «Алкоголей» примечательны богатством тем, сочетанием лирики и повествования, рассказа. Некоторые из них («Мост Мирабо», «Песнь отвергнутого в любви») обнаруживают близость к фольклорным традициям, прямое обращение к народно-поэтическим источникам.

Произведения

Избранная лирика / Вступ. ст., сост. С. И. Великовского. — М.: Книга, 1985. — 396 с.; Стихи / Пер. М. П. Кудинова; Ст. и примеч. Н. И. Балашова. — М.: Наука, 1967. — 335 с. — (Лит. памятники); [Стихи]. — В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с.551—563. Oeuvres poétiques / Texte établi et annoté par M. Adema ed M. Décaudin; Préf. d'A.Billy. — Paris: Gallimard, 1956. - 1254 p.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. — В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с. 417—429; Хартвиг Ю. Аполлинер: Пер. с польск. / Предисл. Б.Песиса. — М.: Прогресс, 1971. — 447 с. Adema P.-M. Guillaume Apollinaire.- Paris: La Table Ronde, 1968.- 384 p.; Bonnefoy C. Apollinaire.- Paris: Éd. univ., 1969.- 126 p.; Pia P.Apollinaire par lui-même. - Paris: Ed. du Seuil, 1969. — 190p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV