РОЖЕ МАРТЕН ДЮ ГАР (ROGER MARTIN DU GARD. 1881-1958)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— глубокий и тонкий психолог, которому во французской литературе принадлежит почетное место хранителя реалистических традиций. Его творчество насыщено большими общественно-политическими проблемами. Вопросы морального и общественного долга человека, его позиция в отношении действительности стоят в центре произведений Роже Мартен дю Гара. Они неразрывно связаны с проникновением большого художника в интеллектуальный, душевный мир героев, в их самые затаенные переживания. По признанию самого писателя («Литературные воспоминания»), творчество Л. Толстого, его дар «всматриваться в самую глубину человеческого существа» сыграли важнейшую роль в его творческом становлении. Роже Мартен дю Гар родился в буржуазной семье. После занятия историей в Эколь де Шарт (в 1905 г. он получил диплом архивиста-палеографа) для него стало невозможным, как он пишет об этом, «представлять себе современного человека в отрыве от общества и своей эпохи». В 1906 г. он начал работать над обширным романом «Житие святого», который так и остался незаконченным. Следующий роман — «Становление» (1908) — прошел незамеченным. Первое значительное произведение Роже Мартен дю Гара, роман «Жан Баруа» (1913), герой которого — молодой естествоиспытатель, а впоследствии публицист — активно участвует в борьбе за пересмотр дела Дрейфуса. Под конец жизни, однако, он отказывается от радикализма и бунтарства прежних лет и умирает опустошенным и сломленным. В повести «Старая Франция» (1933) Мартен дю Гар обращается к крестьянской теме. В ней мастерски нарисованы люди провинции — мелкие рантье, фермеры, хозяйчики с их собственнической психологией. Роже Мартен дю Гар — автор пьесы «Молчаливый» (1931) и др. Большую часть жизни писатель провел в своей усадьбе Тертр и в Ницце. В период фашистской оккупации ему пришлось часто менять место жительства, так как он числился в списках «подозрительных». Смерть прервала работу над романом «Дневник полковника Момора», которому автор придавал большое значение. Роже Мартен дю Гар — лауреат Нобелевской премии (1937). Мировую известность принес писателю роман «Семья Тибо».

Семья Тибо (Les Thibault. 1922-1940)

— многотомный роман-эпопея, создавался на протяжении почти двадцати лет и отразил события первых десятилетий XX в. С первых частей история буржуазной семьи становится историей ее разложения. Описание распада семейных отношений приобретает глубокий символический смысл. Если первые книги «Серая тетрадь» (1922), «Исправительная колония» (1922) тяготеют к жанру семейной хроники, то в последних, «Лето 1914 года» (1936) и «Эпилог» (1940), судьбы героев оказываются непосредственно связанными с судьбами Европы и Франции, что превращает эпопею в политический роман. Прошедший школу Л.Толстого, Мартен дю Гар показывает огромные возможности духовного расцвета личности, отдающей себя творческому труду. Мартен дю Гар пишет в «Воспоминаниях», что два главных героя его произведения воплощают две противоположные сущности самого автора — «с одной стороны, стремление к независимости, протесту, к неподчинению (Жак), с другой стороны, наследственное чувство меры, приверженность к порядку (Антуан)». Тончайшие оттенки отношений сыновей, Жака и Антуана, с отцом, консервативным буржуа, непростые взаимоотношения братьев, их любовные переживания — все это анализируется художником глубоко, человечно, с необычайной проницательностью. Широкое общественное звучание придает роману острое ощущение наступающих грандиозных исторических перемен. Жак Тибо — бунтарь всегда и во всем. Он бескомпромиссен, порывист и непримирим. Болезненно чуткий ко всякой несправедливости, Жак приходит к социализму через любовь к людям. Он не приемлет войну и возлагает все надежды на народные массы. В листовках, которые он собирается сбросить с самолета, содержится обращение к солдатам воюющих сторон. Трагический исход полета предопределен. Антуан, преданный своему делу врач, нашел в науке не только призвание, но и смысл существования. Постепенно профессиональные заботы ограничивают его кругозор, активность его оказывается в большой мере направленной на личное преуспеяние. Однако четыре года «войны, возмущений, раздумий» приводят его к полной переоценке ценностей. Отравленный газами, умирающий, он приходит к резкому осуждению войны. Энтузиаст-ученый, но при этом человек, всегда стремившийся остаться аполитичным, он перед смертью начинает понимать Жака и думать о революционном изменении мира. В эпопее Мартена дю Гара возникает множество характеров разных поколений буржуа, аристократии, интеллигенции, воссозданных с глубоким пониманием роковой роли истории в судьбах людей.

Произведения

Жан Баруа / Пер. М.Амаровой. — М.: Гослитиздат, 1958. — 383 с. — (Зарубежн. роман XX в.); Семья Тибо: В 2 т. / Вступ. ст. Е.Гальпериной. — М.: Худож. лит., 1972. — (Б-ка всемирн. лит.); То же: В 3 т. — М.: Правда, 1987; Старая Франция / Пер. Б. П. Блока. — М.: Журн.-газ. объединение, 1936.- 134 с. Oeuvres complètes: En 2 t. / Préf. A. Camus.- Paris: Gallimard, 1955; Les Thibault: En 2 t. - M.: Éd. en langues étrang., 1960.

Литература

Наркирьер Ф. Роже Мартен дю Гар: Крит.-биогр. очерк. — М.: Гослитиздат, 1963. — 230 с.; Паевская А. В. Роже Мартен дю Гар: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. Н.М.Эйшискиной. — М.: Изд-во Всесоюзн. кн. палаты, 1958. — 44 с. Borgal С. Martin du Gard. — Paris: Presses univ. de France, 1957. — 127 p.; Brenner J. Martin du Gard. — Paris: Gallimard, 1961. — 236 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV