ЖАН ЖИРОДУ (JEAN GIRAUDOUX. 1882-1944)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель и драматург, одна из самых заметных фигур художественной и литературной жизни Франции в период между двумя войнами. Первым крупным успехом Жироду стал роман «Симон Патетический» (1918) — во многом автобиографическое повествование о провинциальном юноше, открывающем для себя богатства человеческой мысли и культуры. Колоссальное влияние на писателя оказала Первая мировая война. Он оставил три книги фронтовых воспоминаний: «Чтение для призраков» (1917), «Амика Америка» (1919), «Восхитительная Клио» (1920). Проблемы послевоенной амнезии и ответственности победителей занимают центральное место в романе «Зигфрид и лимузенец» (1922; в рус. переводе: «Зигфрид и Лимузэн»), проникнутом откровенной ненавистью к недавним врагам: в книге, которая лишь по недоразумению проходила по ведомству антивоенной литературы, отстаивается точка зрения, что стать немцем — худшее из несчастий. В творчестве Жироду этот роман занимает особое место: на основе сюжета о французе, потерявшем память, писатель создал свою первую пьесу — с «Зигфрида» (1928) начинается его карьера драматурга и многолетнее плодотворное сотрудничество с выдающимся режиссером Луи Жуве. Уже на вершине славы Жироду создает по образцу «Версальского экспромта» Мольера «Парижский экспромт» (1937), где показывает закулисную жизнь труппы, а также делится мыслями о природе и назначении театра. Подобно многим драматургам своего времени, Жироду охотно обращается к вечным сюжетам, черпая в мифологии и Библии материал для осмысления животрепещущих проблем современности: «Амфитрион 38» (1929), «Юдифь» (1931), «Электра» (1937), «Содом и Гоморра» (1942—1943). По общему мнению критиков, слава Жироду-драматурга затмила славу Жироду-романиста. Последней его пьесой стала «Безумная из Шайо» (1944), которую поставил в освобожденном Париже вернувшийся из эмиграции Луи Жуве.

Белла (Bella. 1926)

— лучший роман Жироду, сохранивший все свои литературные достоинства, но в значительной степени утерявший политическую актуальность. Для современников споры о справедливости и надежности Версальского мирного договора имели чрезвычайно важное значение: одни французы поддерживали агрессивного Пуанкаре (фигурирует в романе под именем Ребендара, обрисованного в чрезвычайно резких тонах), другие выступали сторонниками политиков умеренного толка — Бриана и Бертело (последний стал прототипом старшего Дюбардо, к которому его сын Филипп, прошедший через войну, относится с любовной иронией). Роман носит подзаголовок «История Фонтранжей»: это повествование о трех семьях, две из которых причастны к устройству нового миропорядка, а третья остается поначалу в тени. Со смертью Беллы, дочери Фонтранжа, вдовы Ребендара-младшего и возлюбленной Филиппа, на первый план выходит ее отец, который впоследствии появится в двух романах Жироду — «Эглантина» (1927) и «Лгунья» (1936) — уже в качестве много пережившего и умудренного печальным опытом человека.

Троянской войны не будет (La guerre de Troie n'aura pas lieu. 1935)

— драма о всесилии Рока в атмосфере массового психоза. Гектор совершает, казалось бы, невозможное, чтобы остановить нависшую над Троей войну, но все его усилия оказываются тщетными: троянцы слишком большие «патриоты», греки рвутся в бой, пленившись золотыми храмами и житницами «азиатов», боги разделились на две партии и не способны договориться между собой, а потому отдают людям самые противоречивые распоряжения. Что касается идеологов «прекраснейшей войны в истории», то их не может остановить даже смерть: поэт Демокос ценой собственной жизни платит за провокацию, последствия которой будут воспеты не троянским, а греческим аэдом.

Произведения

Бэлла: Роман / Пер. З.Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927. — 193 с.; Зигфрид и Лимузэн: Роман / Пер. С. Я. Парнок и З.А. Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927. — 258 с.; Пьесы / Вступ. ст. А.Д.Михайлова. — М.: Искусство, 1981. — 646 с.; Сюзанна-островитянка / Пер. М. И. Барской и Л.И.Вольской; Под ред. Б.Лившица. — Л.: Б-ка всемирн. лит., 1928. — 314 с. Bella. — Paris: Grasset, 1926. — 236 p.; L'École des indifférants. — Paris: Grasset, 1922. — 225 p.; Églantine. — Paris: Grasset, 1927. — 230 p.; La Menteuse, suivi de les Gracques. — Paris: Grasset, 1958. — 232 p.; Oeuvres choisies / Сост. и предисл. T. Б. Проскурниковой. — М.: Progrès, 1980. — 469 p.; Siegfried et le Limousin. — Paris: Grasset, 1922. — 299 p.; Suzanne et le Pacifique. — Paris: Emile-Paul, 1925. — 297 p.; Théâtre complet / Préf. de J.-P. Giraudoux; Introd. gén. de J. Body; Éd. publ. sous la dir. de J. Body. — Paris: Gallimard, 1982. — 1854 p.

Литература

Моруа А. Жан Жироду. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 279—304. Albérès R.-M. Esthétique et morale chez J. Giraudoux. — Paris: Nizet, 1957. — 569 p.; Body J. Jean Giraudoux. La légende et le secret. — Paris: Presses univ., 1986. — 176 p.; Robichez J. Le théâtre de Giraudoux.- Paris: SEDES-CDU, 1976.- 290 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV