ФРАНСУА МОРИАК (FRANÇOIS MAURIAC. 1885-1970)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель-католик. Талант Мориака, одного из образованнейших писателей Франции, многообразен: начав с поэзии, он утвердился в литературе как прозаик. Ему принадлежат и драматические, и публицистические произведения, труды на темы религии, морали, истории литературы. Христианско-католические настроения, отразившиеся в его творчестве, были воспитаны в нем с детства. Выходец из зажиточной бордоской буржуазной среды, он вырос в религиозной католической семье деда. В 1933 г. Мориак стал членом Французской академии, а в 1952 г. — лауреатом Нобелевской премии. Мориак всегда занимал достойную позицию, проявляя благородство и мужество в тяжелые периоды политической жизни Франции и других стран. Он был сторонником испанских республиканцев, выступал в защиту алжирского народа, участвовал в движении Сопротивления во время немецкой оккупации, напечатав в подпольном издании публицистическую книгу «Черная тетрадь» (1943), осуждающую фашизм и коллаборационизм. Мориак наблюдателен, прекрасно знает среду, в которой действуют его герои, убедительно мотивирует причудливые пути, по которым движется их душевная жизнь. Эти мотивировки носят морально-этический характер, но по существу они социальны. В поле зрения художника — мир провинциальной, в частности бордоской, буржуазии и мещанства. Хотя картины человеческих отношений, которые рисует Мориак, замкнуты в границах буржуазной семьи, распад ее становится выражением кризиса общественной морали. Помимо «Клубка змей» (1925) и «Терезы Дескейру» (1927) этот мотив особенно сильно звучит в романе «Дорога в никуда» (1939).

Тереза Дескейру (Thérèse Desqueyroux. 1927)

— роман, исполненный глубокого социального звучания, хотя внешне создается впечатление, что писатель сосредоточен лишь на морально-религиозных проблемах и анализе порочной психики героев. Тереза, сильная и волевая женщина, стремится к яркой, духовно богатой жизни, но не может оторваться от мещанского окружения. Ее угнетает тоскливое существование обитателей типично провинциального городка, «где нет ничего живого, кроме перелетных птиц», прозаичный муж, одинаково расчетливый и в хозяйственных делах, и в своих чувствах к жене. Отец, в котором Тереза пыталась найти поддержку, поспешил отказаться от дочери, боясь за свою карьеру. Тереза бесконечно одинока, и ее желание бороться за душевную свободу принимает извращенное и безнравственное направление. Хотя роман начинается с оправдания героини, обвиненной в том, что она медленно отравляла своего мужа лекарствами, читатель убежден, что она — убийца! Чувство одиночества и отчужденности не покидает ее и тогда, когда она вырывается в Париж, об утонченной и высокоинтеллектуальной жизни которого мечтала. Печальная судьба Терезы снова возникает перед читателем в романе «Конец ночи».

Клубок змей (Le noeud de vipères. 1932)

— роман, построенный как исповедь старого адвоката, человека смертельно больного, одинокого, несмотря на то что он окружен большой семьей. Семья, принужденная в какой-то мере соблюдать интересы, касающиеся каждого из ее членов, постепенно превращается в «клубок змей». Ненависть — вот слово, возникающее не раз, когда Мориак с блестящим мастерством воссоздает эти бесчеловечные отношения. Страх перед тем, что адвокат «из ненависти» оставит семью без наследства, объединяет «клубок змей» в отвратительной стратегии «войны за деньги». Здесь и вымогательства, и угрозы, и, наконец, разговор о сумасшедшем доме, куда бы неплохо засадить отца. Сам адвокат, затравленный семьей, «утверждает себя», терзая наследников сомнениями и даже пытаясь оставить деньги побочному сыну, трусливому ничтожеству. Это ему не удается, и в конце романа, обратясь к Богу, он решает дело в пользу семьи. Фигура адвоката, незаурядного человека, — художественное достижение Мориака.

Произведения

Агнец / Пер. Л.Лунгиной; Предисл. В.Лакшина. — М.: Известия, 1983. — 128 с.; Дорога в никуда: Романы, повесть, статьи / Вступ. ст. Ф. Наркирьера, А.Строева. — М.: Правда, 1989. — 557 с.; Матерь; Пустыня любви; Тереза Дескейру; Клубок змей / Сост. и вступ. ст. О.Тимофеевой. — М.: Худож. лит., 1981. — 463 с.; Не покоряться ночи: Худож. публицистика / Сост. и коммент. И. С. Ковалевой, В. Е. Балахонова; Предисл. В. Е. Балахонова. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.; Тереза Дескейру; Фарисейка; Мартышка; Подросток былых времен / Сост. М. Ваксмахер; Предисл. Л.Андреева. — М.: Прогресс, 1971. — 505 с. Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Les chemins de la mer. — M.: Progrès, 1966. — 411 p.; Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Le sagouin; Un adolescent d'autrefois. — M.: Progrès, 1975. — 447 p.

Литература

Кирнозе 3. И. Франсуа Мориак. — М.: Высш. школа, 1970. — 78 с.; Моруа А. Франсуа Мориак. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 306—333; Наркирьер Ф. С. Франсуа Мориак.- М.: Худож. лит., 1983.- 228 с.; Шкунаева И.Д. Эволюция Франсуа Мориака.- В кн.: Шкунаева И. Д. Современная французская литература, М., 1961, с. 264—316. Alyn M. François Mauriac: Une étude et un choix de textes. — Paris: Seghers, I960. — 221 p.; Majault J. Mauriac et l'art du roman. — Paris: Laffont, 1946. — 287 p.; Simon P-Н Mauriac par lui-même — Paris: Ed. du Seuil, 1953.- 191 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV