ЖОРЖ БЕРНАНОС (GEORGES BERNANOS. 1888-1948)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— один из ведущих представителей католической традиции во французской литературе XX в. Сын ремесленника-обойщика, Бернанос родился в Париже, получил образование в нескольких католических коллежах столицы и провинции, а затем в Сорбонне, на филологическом и юридическом факультетах. Исповедуя в юности националистические взгляды, он вступил в монархическую организацию «Аксьон франсез» и начал работать в журналистике. Участие в Первой мировой войне нанесло Бернаносу жестокую душевную травму и побудило выйти из «Аксьон франсез». Он стал страховым агентом. К этому периоду относится его первый литературный успех — роман «Под солнцем Сатаны» (1926). С этого времени Бернанос полностью посвящает себя литературному творчеству. Путешествуя по Франции, он пишет еще несколько романов и книгу политических памфлетов «Великий страх благонамеренных» (1931). В 1934 г. писатель переселяется на испанский остров Майорку, где создает свой самый известный, удостоенный премии Французской академии, роман «Дневник сельского священника» (1936), а также повесть «Новая история Мушетты» (1937). Став свидетелем ужасов Гражданской войны в Испании, Бернанос в 1939 г. переезжает в Бразилию, где на страницах газет ведет активную антифашистскую борьбу. Вернувшись на родину в 1945 г. по призыву генерала де Голля, писатель через два года все же вновь покидает Францию и умирает в Тунисе. Религиозная проблематика творчества Бернаноса становится формой его литературной ангажированности. Метафизический, надличностный конфликт добра и зла, святости и греха, происходящий в душах героев, — главный в его романах. Их сюжет в целом и каждый отдельный эпизод можно интерпретировать в двух планах: «реалистическом» и «символическом», или «метафизическом», привносящем в произведение принципиальную многозначность мотивировок действия и поступков героев. Бернанос создает в своем творчестве парадоксальный и противоречивый художественный мир, где святость и грех сосуществуют, зло и дьявольское искушение присутствуют повсеместно, играя определяющую роль в жизни человека.

Под солнцем Сатаны (Sous le soleil de Satan. 1926)

— роман, в центре которого находятся два героя: дочь мельника из городка в Кампани, шестнадцатилетняя Жермена Малорти по прозвищу Мушетта, и приходский священник аббат Дониссан. Мушетта, вступив в связь с маркизом де Кадиньяном, убивает его в порыве ненависти. После кратковременного помешательства она производит на свет мертвого ребенка и становится любовницей депутата округа доктора Гале. Ступившая на путь греха Мушетта вскоре разочаровывается в жизни и, одержимая сатанинским искушением, кончает с собой. Мучимый духовными сомнениями и истязающий свою плоть аббат Дониссан обладает даром читать в людских сердцах. Его ожидает страшное испытание — встреча ночью на дороге с дьяволом в облике лошадиного барышника, и он одерживает духовную и нравственную победу. Встретив в ту же ночь Мушетту, Дониссан раскрывает тайну ее преступления и принимает на себя ее грех. Прозванный Люмбрским святым, аббат Дониссан пытается преступить отпущенные человеку возможности и возвыситься до Христа, повторив чудо воскрешения. Не способный вернуть к жизни мертвого мальчика, Дониссан вскоре умирает в своей исповедальне. Дониссан и Мушетта, чьи судьбы пересекаются и зеркально отражают друг друга, — пастырь и невинная жертва, игрушка в руках Сатаны, — проходят путь, ведущий первого к вершинам святости, вторую — к пропасти зла и порока.

Дневник сельского священника (Journal d'un curé de campagne. 1936)

— роман, написанный в форме дневника амбрикурского кюре, повествующего о повседневной жизни своего прихода. Тяжкий грех, снедающий паству,— уныние, «продукт брожения разлагающегося христианства», с которым кюре не в силах бороться. Страдающий от жестоких болей в желудке и беспросветной бедности, ведущий бесконечные теологические споры со своим духовным наставником — кюре из Торси, амбрикурский кюре становится невольной причиной развязки духовной драмы графини, одержимой ненавистью к своей дочери и подозрениями о неверности мужа. Графиня умирает, поверив священнику свои духовные терзания. Его самого тоже ожидает приговор судьбы: он умирает от рака желудка в доме своего друга, священника-расстриги. Образ амбрикурского кюре перекликается с образом аббата Дониссана: они оба — избранники Божьи, совершающие подвиг духовного подвижничества, ясновидцы и мученики, принимающие на себя грехи прихожан.

Произведения

Под солнцем Сатаны; Дневник сельского священника; Новая история Мушетты / Предисл. Ф. Наркирьера. — М.: Худож. лит., 1978. — 623 с.; Сохранять достоинство: Художественная публицистика / Предисл. В.Никитина. — М.: Прогресс, 1988. — 435 с. Journal d'un curé de campagne, etc. / Предисл. В.Никитина. — М.: Прогресс, 1981. — 352 p.; Oeuvres romanesques.- Paris: Gallimard, 1961.- 1898 p.; Sous le soleil de Satan.- Paris: Pion, 1982. — 350 p.

Литература

Кирнозе З. И. Опасные дороги Жоржа Бернаноса. — В кн.: Французский роман XX века, Горький, 1977, с. 82-104. Bernanos J.-L. Georges Bernanos à la merci des passants,— Paris: Pion, 1986. — 505 p.; Estève M. Georges Bernanos: Un triple itinéraire. — Paris: Hachette, 1981. — 326 p.; Millier M. Georges Bernanos. — Paris: Desclée de Brouwer, 1967. — 391 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV