ЛУИ-ФЕРДИНАНД СЕЛИН (LOUIS-FERDINAND CÉLINE. 1894-1961)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Луи Детуша, писателя, в чьей личной и творческой судьбе тема борений художника с историей воплотилась с трагической наглядностью. Юный Луи Детуш столкнулся с ней на Первой мировой войне, куда отправился добровольцем. До прихода в литературу он, по его словам, перепробовал «дюжину ремесел» и пережил «чертову дюжину несчастий». Получив медицинское образование, Селин, который занимался проблемами социальной гигиены, по заданию Лиги наций посетил США, объездил многие страны Европы и Африки. В конце 1920-х гг. он осел в парижском пригороде Клиши и стал «врачом бедняков». Этот огромный жизненный опыт Селин вложил в свой первый роман «Путешествие на край ночи» (1932). Писатель обличал в нем войну («вселенское свинство»), колониализм, власть денег («этот рак, пожравший души французов»), «проказу» современной цивилизации, с пронзительной болью и лиризмом писал о страданиях и бедах «маленького человека». Но, по признанию Селина, его истинной целью было развенчать «убожество» жизни и человека, абсурдность бытия, этого «мира гниения и смерти». Антигуманизм, неверие писателя в идеалы и высшие ценности жизни позволили Марселю Эме назвать «Путешествие...» «великой поэмой о ничтожестве человека». Презрение к человеку, безысходный пессимизм выражены в романе «Смерть в кредит» (1936), где содержится печально знаменитый афоризм: «Человек человечен ровно настолько, насколько курица может летать». Во второй половине 30-х гг. — время сталинской диктатуры и фашистского тоталитаризма, гражданской войны в Испании, Народного фронта во Франции — Селин встал на сторону нацизма и расизма, в своих проникнутых «экстазом ненависти» памфлетах «Меа culpa» (1936), «Безделушки для погрома» (1937), «Школа трупов» (1938), «Влипли!» (1940) предавал анафеме коммунизм, демократию и гуманизм, звал к расовой чистке, глумился над поверженной Францией и собственным народом. Он запятнал свое имя сотрудничеством с нацистскими оккупантами. Летом 1944 г. Селин бежал в Германию, оттуда пробрался в Данию, где отбыл

14 месяцев тюрьмы. Заочно приговоренный французским судом к «национальному бесчестью», 50 тысячам франков штрафа и конфискации имущества, Селин, амнистированный в апреле 1951 г., вернулся на родину, поселившись в Медоне, где и прожил до самой смерти. Тогда же стала создаваться легенда о Селине — «проклятом поэте», пострадавшем за «голую правду» своих писаний, за бесстрашное искание истины. Однако апологет нацизма Селин не раскаялся, о чем явственно свидетельствует «немецкая трилогия» писателя — романы «Из замка в замок» (1957), «Север» (1960), «Ригодон» (1969). В строгом смысле слова эти книги трудно назвать романами: они образуют своеобразный сплав исторической хроники и исповеди предателя, проигравшего свою ставку в борьбе с историей. Селин — злой гений французской литературы XX в. — создал свой новаторский стиль, придав языку новый тон и естественность, «новую музыку в прозе». Отличительные черты селиновского стиля: взвинченная эмоциональность, использование просторечия и крайний субъективизм. «Я работаю на нервах»,— утверждал Селин, выработавший поэтику прямого воздействия на читателя. Стиль Селина оказал сильное влияние на многих современных писателей Франции.

Произведения

Путешествие на край ночи / Пер. Ю. Б. Корнеева; Предисл. А. Годара. — М.: Изд. группа «Прогресс»-«Бестселлер», 1994. — 434 с. Oeuvres: En 5 t. / Préf. de M. Aymé; sous la dir. de J. A. Ducourneau. — Paris: Balland, 1966—1969; Romans: En 4t./ Nouvelle éd. établie par Н. Godard. — Paris: Gallimard, 1973—1993.

Литература

Ерофеев В. В. Луи-Фердинанд Селин. — В кн.: Французская литература: 1945—1990, М., 1995, с. 121-137. Godard H. Poétique de Céline.- Paris: Gallimard, 1985.- 474 p.; Vandromme P. Céline.- Paris: Éd. univ., 1963. — 123 p.; Vitoux F. La vie de Céline. — Paris: Grasset, 1988. — 595 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV