Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЛУИ АРАГОН (LOUIS ARAGON. 1897-1982)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— поэт и прозаик, чьи творческие поиски связаны с эстетическими и социальными коллизиями XX в. Студент-медик, понюхавший пороху в Первую мировую войну, Арагон-поэт начал с абсолютного анархистского бунта, примкнув к дадаистам. «Долой этот мир, я построил лучший!» — восклицал он в сборнике стихов «Фейерверк» (1920). Надежды на «лучший мир» он связывал и с «революцией сюрреализма», адепты которой провозгласили лозунг «Изменить жизнь!». В сюрреалистический период творчества Арагон прославился как прозаик. Его причудливо-маньеристские, исполненные «черного юмора» и пессимизма, тревожные тексты «Анисе, или Панорама» (1921), «Вольнодумство» (1924), «Парижский крестьянин» (1926) парадоксальным образом отличает изысканный классический стиль. Арагон скоро понял несостоятельность претензий сюрреалистов и обратил взоры к «настоящей» революции, победившей в России. Поэт увидел в коммунизме воплощение своей мечты о справедливости и вступил в ФКП (1927). В 1928 г. он встретил русскую писательницу Эльзу Триоле (1896—1970): она стала великой любовью, женой, музой Арагона. Три поездки в СССР (1930, 1931, 1932) вдохновили поэта, который экстатически воспевал строительство социализма в Советской России (сборники «Преследуемый преследователь», 1931, и «Ура, Урал!», 1934). Принял писатель и эстетику социалического реализма (эссе «За социалистический реализм», 1935); на его принципах он создал цикл романов «Реальный мир», куда входят «Базельские колокола» (1934), «Богатые кварталы» (1936), «Пассажиры империала» (1942), «Орельен» (1945), «Коммунисты» (1949—1951). Следует отметить, что схематизм многих персонажей «Реального мира» смягчен стремлением писателя следовать традициям высокого французского реализма, например, Стендаля и Курбе. Вторая мировая война, разгром фашистами Франции сделали Арагона поэтом родины и мужества, надежды и любви. Он вернулся к традиционной просодии, к рифме, к традициям гражданской поэзии Агриппы д'Обинье и Виктора Гюго. В сборниках «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Музей Грёвен» (1943), «Французская заря» (1945) Арагон предстал национальным, поистине народным поэтом: осуществилась его мечта «быть понятым всеми». Годы «холодной войны» не принесли Арагону творческих достижений. Писатель посвятил их общественной деятельности, политической борьбе в рядах ФКП. В 1957 г. Луи Арагон был удостоен международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Началом нового взлета Арагона-художника стал новаторский исторический роман «Страстная неделя» (1959), повествующий о периоде Ста дней Наполеона. Писатель в 1960—70-е гг. выступил сторонником «вечного» реалистического искусства, отстаивая идеал «открытого реализма», названного философом Роже Гароди «реализмом без берегов». В романе-поэме «Гибель всерьез» (1965) Арагон переосмысливает свой личный и трагический социальный опыт нашего столетия, строя прозаический образ по законам поэзии, расширяя возможности лирического «я» автора, вновь обращаясь к приемам сюрреалистического письма. Судьбам творчества и художника посвящены романы «Бланш, или Забвение» (1967), «Театр/роман» (1974), «Анри Матисс: Роман» (1971). В обширном поэтическом творчестве так называемого экспериментального периода Арагона выделяются поэма «Поэты» (1960) и шедевр лирического эпоса «Одержимый Эльзой» (1963), где поэт предстает певцом женщины («женщина — будущее человека») и любви.

Произведения

Собрание сочинений: В 11 т. / Редкол.: И.И.Анисимов и др.; Вступ. ст. Б. Полевого. — М.: Гослитиздат, 1957—1961; Анри Матисс: Роман: В 2 т. / Пер. Л.Зониной. — М.: Прогресс, 1978; Поэзия / Сост. и вступ. ст. Т.Балашовой. — М.: Худож. лит., 1980. — 254 с.; Римские свидания: Рассказы / Сост. и предисл. Т.Кудрявцевой. — М.: Известия, 1984. — 170 с.; Огонь Прометея: Воспоминания / Сост. Т.В.Балашовой; Предисл. В.Н.Седых. — М.: Прогресс, 1987. — 616 с. Triolet E. et Aragon L. Oeuvres croisées: En 42 t. — Paris: Laffont, 1964; L'oeuvre poétique: En 9 t. — Paris: Livres Club Diderot, 1974; Le mentir-vrai: Nouvelles. — Paris: Gallimard, 1980. — 543 p.

Литература

Балашова Т.В. Творчество Арагона: К проблеме реализма XX века. — М.: Наука, 1964. — 311 с.;

Балашова Т. В. Лирический эпос Арагона. — В кн.: Балашова Т. В. Французская поэзия XX века, М., 1982, с. 255—270; Любимова Т. М. Луи Арагон. — В кн.: Французская литература: 1945—1990, М., 1995, с. 103-121. Daix P. Aragon: Une vie à changer. — Paris: Gallimard, 1985. — 383 p.; Juin Н. Aragon. — Paris: Gallimard, I960. — 183 p.; Sur J. Aragon: Le réalisme de l'Amour. — Paris: Éd. du Centurion, 1966. — 199 p.

Вернуться к оглавлению