АНДРЕ МАЛЬРО (ANDRÉ MALRAUX. 1901-1976)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель, искусствовед и политический деятель, окончил Школу восточных языков и много путешествовал — был в Камбодже, Китае, на Среднем и Ближнем Востоке. В годы гражданской войны в Испании Мальро был командиром республиканской авиационной эскадрильи. В 1944 г. участвовал в движении Сопротивления во Франции. С 1945 г. Мальро сближается с Шарлем де Голлем и в 1959 г. становится министром культуры в его правительстве. В своих произведениях писатель ставит проблемы ответственности человека, его места в обществе. Его герои ведут напряженную деятельную жизнь, участвуя в решающих событиях своего времени, тревожась судьбами целых стран и всего человечества, исчерпывая в борьбе весь свой потенциал. Но отправным пунктом всех усилий героев Мальро выступает метафизическая ущербность «удела человеческого». Активность оказывается единственной формой преодоления этой ущербности и проявляется не как реакция на конкретное событие, а как самодовлеющий культ: действие оправдано само по себе, независимо от цели. И, несмотря на то что герой Мальро сражается во имя правого, с его точки зрения, дела — на стороне республиканцев (роман «Надежда»), в Китае 1920—30-х гг. (романы «Завоеватели», 1928; «Условия человеческого существования», 1933), в рядах противников фашизма в Германии (роман «Годы презрения, 1935), среди участников французского Сопротивления («Орешники Альтенбурга», 1943), — мотивы, побуждающие его к деятельности, имеют не конкретный, а абстрактный метафизический характер. В романах Мальро сталкиваются непримиримые противоречия, ведутся нескончаемые диалоги между персонажами, придерживающимися различных точек зрения. Герой Мальро отторжен от общества, его участие в общественной борьбе — высшее проявление его собственной воли, его индивидуализма. Одиночество в бушующей и раздираемой страстями толпе — одна из ведущих тем романов Мальро. После 1945 г. Мальро пишет только теоретические сочинения; главное из них — «Психология искусства», где он во многом отправляется от идей Шпенглера и Ницше, абсолютизирует художественное творчество, проводя параллели между ним и религией.

Надежда (L'espoir. 1937)

— роман, в котором описываются события гражданской войны в Испании от начала франкистского мятежа до организации обороны Мадрида, — одна из самых больших творческих удач Мальро. Здесь несколько меньше экзистенциалистской тенденциозности, симпатии писателя на стороне республиканцев, сторонников нескольких партий Народного фронта, активную роль среди которых играют коммунисты. Роман выдержан в традициях широкопанорамного повествования со многими персонажами и фрагментарными эпизодами. Действие, нередко передаваемое в манере газетного репортажа, развивается динамично и организуется вокруг одного или группы персонажей, события часто только намечаются, а не развиваются, персонаж, один раз появившись на страницах романа, порой больше не возникает. Несмотря на определенный исторический пессимизм, неверие в поступательное развитие цивилизации, выражаемое устами некоторых героев, «Надежда» провозглашает жизнеутверждающие идеалы.

Произведения

Годы презрения / Авториз. пер. И.Эренбурга. — М.: Худож. лит., 1935. — 61 с.; Зеркало лимба: Художественная публицистика / Предисл. Л. Г. Андреева. — М.: Прогресс, 1989. — 515 с.; Надежда / Пер. А. Косc и Е. Кушкина; Предисл. Е.Кушкина. - Л.: Худож. лит., 1990.- 460 с.- (Зарубежн. роман XX в.); Надежда / Пер. И.Эренбурга, Т.Сорокина.- М.: Худож. лит., 1939.- 354 с. La condition humaine. — Paris: Gallimard, 1964. — 404 p.; L'espoir / Lith. orig. de W. Spitzer. — Paris: Impr. nationale, Lidis, 1961. — 464 p.; Le musée imaginaire. —Paris: Gallimard, 1965. —251 p.; Le temps du mépris / Lith. orig. de W. Spitzer. — Paris: Impr. nationale, Lidis, 1961. — 75 p.

Литература

Бломквист Е. О противоречивости трактовки художественного творчества в эстетике А. Мальро. — В кн.: Проблемы художественного творчества, М., 1975, с. 118—155; Великовский С. На перекрестках истории: По страницам книг А. Мальро. — Вопр. лит., 1973, № 3, с. 79—111; Моравский С. Об эстетической концепции А. Мальро. — В кн.: Теории, школы, концепции, М., 1975, с. 127—153. Brincourt A. Malraux le malentendu. — Paris: Grasset, 1986. — 260 p.; Carduner J. La création romanesque chez Malraux.- Paris: Nizet, 1968.- 222 p.; Picon G.Malraux par lui-même.- Paris: Seuil, 1955. — 190 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV