ЖАН АНУЙ (JEAN ANOUILH. 1910-1987)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

_ драматург, сценарист и режиссер. Дебютировал в сезоне 1929—1930 гг., а после успешной постановки комедии «Горностай» (1932) целиком посвятил себя театру. Почти все пьесы Ануя относятся к комедийному жанру в его многочисленных разновидностях — от трагикомедии до фарса и водевиля — и объединены в несколько циклов. Первые три сборника получили название «Черные пьесы» (1942), «Розовые пьесы» (1942), «Новые черные пьесы» (1946). Отличаясь несомненным тематическим и стилевым единством, они во многом близки литературе экзистенциализма — на первом плане стоит проблема существования человека в абсурдном мире. В основе драматического конфликта лежит столкновение идеала и уродливой, пошлой обыденности. Персонажи четко разделены: в центре находятся романтики-идеалисты (как правило, идеальные влюбленные), на периферии — конформисты, люди «на каждый день» (чаще всего это представители артистической богемы). В дальнейшем, начиная с цикла «Блестящие пьесы» (1951), все образы романтических влюбленных приобретают комедийную окраску, причем Ануй порой возвращался к отработанным уже темам, полемизируя сам с собой: так, в комедии «Коломба» (1951) пародийно переосмысляется ситуация «Эвридики» (1942). Двусмысленность в изображении героического бунтарства заметно усиливается в таких пьесах, как «Медея» (1953) и «Бекет, или Честь Божья» (1959). Не случайно обе эти трагикомедии вошли в цикл «Костюмированные пьесы» (1962) — в самом названии сборника подчеркнута условность исторического фона. В комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955) из цикла «Колючие пьесы» (1956) появляется новый для драматурга герой — добродушный циник, снисходительный к своим и чужим слабостям. Также впервые разрабатывается очень важная для Ануя драматическая ситуация: блестящий и удачливый писатель в окружении бездарных критиков. Позднее эта тема будет продолжена в цикле автобиографических «Барочных пьес» (1974), построенных по принципу «театр в театре». Мрачная безысходность в оценке существующего порядка вещей еще больше сгущается в «Сокровенных пьесах» (1977). Эволюция Ануя во многом обусловлена кризисом экзистенциалистской концепции личности: от героики и романтического бунтарства ранних пьес драматург приходит к иронии и скепсису, направленным на извечный конфликт поколений, бессмысленность и бесперспективность политической борьбы, гнетущую повторяемость исторических ошибок и преступлений.

Антигона (Antigone. 1942)

— трагикомедия, в которой иронически переосмысляется прославленный мифологический сюжет. Подобно Л. Пиранделло, Ануй исходил из концепции характера как роли, исполняемой в реальной жизни. Внимание акцентируется на свободе выбора: героиня восстает против тиранической власти во имя справедливости, но вместе с тем из страха перед жизнью и перед неизбежностью компромиссов. Двойственность коллизии обусловила противоречивые оценки пьесы: в ней видели как утверждение правоты бунта (особенно сильно эта тема звучала в период фашистской оккупации), так и доказательство изначальной ущербности любого мятежа. Ануй подчеркивает хрупкую уязвимость героини и в физическом, и в моральном плане — оказавшись наедине со Стражником, Антигона перестает понимать, зачем ей понадобилось умереть, однако все пути отступления для нее уже отрезаны. Далее вступает в свои права рок: самопожертвование героини влечет за собой гибель тех, кто связан с ней общей судьбой.

Жаворонок (L'Alouette. 1953)

— самая знаменитая и, вероятно, лучшая пьеса Ануя, которая стоит особняком среди так называемых «Костюмированных пьес». В полном соответствии с традицией драматург изображает Жанну д'Арк народной героиней и мученицей, но при этом иронически переосмысляются превратившиеся в штамп реалии: так, епископ Кошон (по хроникам — лютый ненавистник Орлеанской Девы) искренне желает спасти Жанну, а английский военачальник Варвик предстает галантным и учтивым кавалером — как истый джентльмен, он не желает перечить даме, жаждущей взойти на костер, тем более что это вполне соответствует интересам «правительства Его величества». Самым непримиримым врагом Жанны является Инквизитор (фигура целиком вымышленная), ибо цель его — истребить всех, кто не желает покоряться Церкви и является носителем опасного духа независимости.

Произведения

Жаворонок / Пер. К.Хенкина. — М: Искусство, 1960. — 73 с.; Пьесы / Пер. В.Дмитриева; Ред.

Л.Борисевич. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 229 с.; Пьесы: В 2 т. / Сост. В. Маликов и

Ю. Яхнина; Послесл. Л.Зониной. — М.: Искусство, 1969. La Belle vie. — Paris: La Table Ronde, 1980. — 176 p.; Nouvelles pièces grinçantes: En 2 t. — Paris: La Table Ronde, 1970; Nouvelles pièces noires. — Paris: La Table Ronde, 1946. — 403 p.; Pièces baroques.- Paris: La Table Ronde, 1974.- 428 p.; Pièces brillantes.- Paris: La Table Ronde, 1962.-535 p.; Pièces costumées. — Paris: La Table Ronde, 1960. — 371 p.; Pièces farceuses. — Paris: La Table Ronde, 1984. — 453 p.; Pièces grinçantes. — Paris: La Table Ronde, 1956. — 507 p.; Pièces noires. — Paris: Calmann-Lévy, 1947. — 412 p.; Pièces rosés. — Paris: Calmann-Lévy, 1942. — 277 p.; Pièces secrètes. — Paris: La Table Ronde, 1977. — 380 p.; Thomas More ou L'homme libre. — Paris: La Table Ronde, 1987.- 156 p.

Литература

Гаевский В. Трагический фарс Жана Ануйля. — Театр, 1957, № 6, с. 170—181; Зингерман Б. К проблеме характера в пьесах Ануя. — Театр, 1977, N° 1, с. 131 — 147; Эсенбаева Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. — В кн.: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе, Л., 1973, с. 118—122. Borgal С. Anouilh ou La peine de vivre. — Paris: Éd. du Centurion, 1966. — 187 p.; Malachy T. Jean Anouilh: Les problèmes de l'existence dans un théâtre de marionettes. — Paris: Nizet, 1978. — 158 p.; Vier J. Le théâtre de Jean Anouilh. — Paris: Société d' Edition d'Enseignement Supérieur, 1976. — 138 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV