ЭЖЕН ИОНЕСКО (EUGÈNE IONESCO. 1912-1994)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург и писатель, один из основоположников «театра абсурда». Детство провел во Франции, образование получил в Румынии (на родине отца). Литературную деятельность начал с 1928 г. с публикации стихов (на румынском языке). В 1938 г. окончательно перебрался во Францию и в 1971 г. стал членом Французской академии. Автор сборников рассказов «Фотография полковника» (1962), эссе и воспоминаний «Крохи из дневника» (1967), «Прошедшее настоящее, настоящее прошлое» (1968), «Открытия» (1969), «Между жизнью и сном» (1977), «Противоядия» (1977), «За культуру против политики» (1979), «Человек под вопросом» (1979), «Белое и черное» (1981). Центральное место в творчестве Ионеско занимает драматургия, в которой он — наряду с С. Беккетом — является признанным новатором. Создатели «антитеатра» отказались от традиционной драматургической техники и психологического правдоподобия: причинно-следственная связь между эпизодами, как правило, отсутствует, персонажи лишены индивидуальности, поведение их целиком определяется ситуацией, события отражают не реальную действительность, а мир подсознания и глубинные структуры бытия, предстающего иррациональным и алогичным. Ужас и бессмысленность существования преодолеваются средствами трагического гротеска, доминирующего в творчестве Ионеско. Во многих (особенно ранних) его пьесах преобладает языковой абсурд: связи между словом и поступком разрушаются, фразеологизмы и метафоры реализуются буквальным образом, нонсенс соединяется с волшебной сказкой и приемами театра гиньоля («Автомобильный салон», 1952; «Девушка на выданье», 1953; «Племянница-жена», 1953; «Картина», 1954). Постепенно Ионеско переходит к ситуационному абсурду, характерному для больших трехактных пьес (в отличие от коротких комедий и скетчей). Прежде всего это реализуется в цикле пьес со сквозным персонажем (Беранже) — скромным и наивным человеком, современным Дон-Кихотом. Драматургическая статика сменилась динамизмом, появился четкий единый сюжет, возникло противостояние центрального действующего лица второстепенным. В «Бескорыстном убийце» (1957) герой тщетно пытается противостоять воплощению зла — преступнику, терроризирующему мирных горожан. В «Небесном пешеходе» (1962) драматург Беранже, стремясь вырваться в иной мир из общества марионеточных буржуа-англичан, возносится на небеса, но видит сверху лишь картины войн и убийств. В пьесе «Король умирает» (1962) вместе с монархом Беранже I гибнет и его государство. Апокалипсическое видение мира присуще многим произведениям Ионеско: в сценарии «Гнев» (1961) банальная ссора приводит к ядерной катастрофе; в комедии «Бред вдвоем» (1962) супруги выясняют отношения под грохот усиливающейся канонады; в «Смертоносных игрищах» (1970) тихий обывательский мирок сотрясают эпидемия, серия убийств, гигантский пожар. Активное неприятие вызывает у Ионеско политическая деятельность и любые попытки изменить существующее положение вещей: в «Макбете» (1972) шекспировский сюжет используется для иллюстрации неизбежного превращения бунтаря в тирана; в пьесе «Этот потрясающий бордель» (1973) безжалостно высмеиваются поднявшие восстание «революционеры». Главная тема последних пьес — поиск утраченного рая — наиболее ясно выражена в «Жажде и голоде» (1966), одном из самых «литературных» творений Ионеско (здесь последовательно обыгрываются реминисценции из Ибсена, Кафки, Метерлинка и др.). Одновременно драматург продолжает тему сатирического разоблачения идеологии как средства морального подавления и порабощения людей. Итоги своего творческого пути Ионеско подвел в драматизированных мемуарах «Путешествия к умершим» (1981).

Лысая певица (La cantatrice chauve. 1949)

— первая «антипьеса» Ионеско, названная им «трагедией языка». Из средства коммуникации язык превращается в набор штампов, парализующих мышление людей и препятствующих нормальному общению. Драматург пародирует стереотипы человеческого сознания, создавая «автоматизированную» речь (источником послужили банальные фразы персонажей из учебника английского языка). Впоследствии у этой пьесы появилось своеобразное продолжение: в 1969 г. Ионеско, к тому времени уже ставший знаменитым, написал вместе с М. Бенаму учебник французского языка, а диалоги и сценки из него объединил в пьесу «Упражнения в устной речи и французском произношении для американских студентов» (1974).

Стулья (Les chaises. 1952)

— пьеса, жанр которой драматург определил как «фарс-трагедия». Пружиной спектакля становится не событие, а отсутствие его. Персонажи (престарелая супружеская пара) пытаются заполнить пустоту бытия: желая передать человечеству некую вымышленную «Весть», они созывают гостей, которых заменяют стулья, ведут с ними воображаемый диалог и плачут от радости, когда на сцену «является» сам государь-император. Такой же фикцией предстает спасительная «Весть»: Старик не умеет внятно излагать свои мысли, а приглашенный им Оратор оказывается глухонемым. Ничтожное существование супругов завершается единственным в их жизни «поступком»: с возгласом «Да здравствует император!» старики выбрасываются из окна.

Носороги (Rhinocéros. 1960; в русском переводе — «Носорог»)

— пьеса, принесшая драматургу громкий международный успех после целого ряда чувствительных провалов. Безвольный и неопрятный недотепа Беранже ведет «неправильный» образ жизни, но лишь ему одному удается сохранить человеческий облик в атмосфере глобального озверения. Все прочие — и самодовольный поборник «культуры» Жан, и упрямый Логик с его силлогизмами, и желчный борец за социальную справедливость Ботар, и безобидные старички-обыватели, и даже хорошенькая Дэзи (последняя надежда Беранже) — не способны противостоять массовому психозу и с восторгом превращаются в носорогов.

Произведения

Лысая певица: Пьесы / Предисл. Г.Зингера; Сост. И.Дюшена. — М.: Известия, 1990. — 220 с.; Носорог: Пьесы и рассказы / Сост. А. Гаврилов. — М.: Текст, 1991. — 270 с.; Противоядия / Сост., предисл. В.А.Никитина. — М.: Прогресс; Литера, 1992. — 476 с.; Театр / Послесл. и коммент. И.Дюшена.- М.: Искусство, 1994.- 428 с. Théâtre: En 4 t. — Paris: Gallimard, 1962—1966; La cantatrice chauve: Antipièce, suivie d'une scène inéd. - Paris: Gallimard, 1972.- 244 p.; Ce formidable bordel! - Paris: Gallimard, 1973.- 136 p.; Jeux de massacre.- Paris: Gallimard, 1970.- 105 p.; Macbett.- Paris: Gallimard, 1973.- 104 p.

Литература

Михеева А. Когда по сцене ходят носороги... Театр абсурда Эжена Ионеско. — М.: Искусство, 1967. — 174 с.; Проскурникова Т. Французская антидрама (50—60-е годы). — М.: Высш. шк., 1968. — 101 с. Donnard J.-H. Ionesco dramaturge ou L'artisan et le démon. — Paris: Minard, Lettres modernes, 1966. — 195 p.; Ionesco: Situation et perspective: Colloque de Cerisy. — Paris: Belfond, 1980. — 284 p.; Tarrab G. Ionesco à coeur ouvert. Séries d'entretiens accordés à Gilbert Tarrab. — Montréal: Le Cercle du livre de France, 1970. — 120 p.; Tobi S. Eugène Ionesco ou A la recherche du paradis perdu. — Paris: Gallimard, 1973. — 218 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV