Наши партнеры

inflatable products
Беспроцентные кредиты

ВЛАДИСЛАВ ВАНЧУРА (VLADISLAV VANČURA. 1891-1942)

ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

— писатель, вошедший в историю чешской культуры XX в. как новатор в области жанра эпической прозы. Принадлежит к писателям, чье мировоззрение складывалось в атмосфере революционной борьбы рабочего класса Чехословакии. Врач по профессии, Ванчура отличался творческой многогранностью: писал пьесы и киносценарии, критические статьи и эссе, занимался режиссурой, был первым председателем творческой ассоциации чешских революционных писателей «Деветсил», возглавлял созданное по его инициативе Чешское кинематографическое общество, увлекался изобразительным искусством. Свои первые рассказы и повести Ванчура публикует в коммунистической и прогрессивной печати («Червен», «Кмен», «Пролеткульт», «Руде право» и др.). Многие из этих произведений вошли впоследствии в первые книги писателя — «Течение Амазонки» (1923) и «Длинный, Широкий и Зоркий» (1924). Уже в первых литературных опытах проявилось своеобразие творческой манеры Ванчуры: эмоциональная насыщенность, лаконизм, метафоричность. Литературную известность принес писателю его первый и наиболее известный роман «Пекарь Ян Маргоул» (1924). История разорения и гибели честного труженика, человека с чистым и добрым сердцем, пекаря Маргоула прозвучала как обвинение капиталистическому строю. Жестокий и бесчеловечный в мирное время этот строй в дни войны становится чудовищно-бесчеловечным и страшным до абсурда — утверждал Ванчура в следующем своем романе «Поля пахоты и войны» (1925). Случайно убитого на фронте деревенского дурачка хоронят с почестями как неизвестного героя Первой мировой войны, идиот становится символом воинской славы. В повести «Причуды лета» (1926) Ванчура показал себя блестящим юмористом и мастером пародии. Своеобразное соединение реальности и сказочности характерно для его первых пьес: «Учитель и ученик» (1927) и «Больная девушка» (1928). В 1927 г. вместе со 3. Неедлы в составе делегации «Общества экономического и культурного сближения с новой Россией» Ванчура побывал в Москве на праздновании 10-летнего юбилея Октябрьской революции. В произведениях, написанных на рубеже 20—30-х гг., писатель занимается поисками новых средств выражения, экспериментируя в области языка и стиля, все более расширяя свой словарь и усложняя синтаксис (романы «Страшный суд», 1929; «Уголовный процесс, или Пословицы», 1930; повесть-сказка для детей «Кубула и Куба-Кубикула», 1931). В романах «Маркета Лазарева» (1931), «Бегство в Буду» (1932), «Конец старых времен» (1934), сборнике новелл «Лук королевы Доротки» (1932) центральное место занимает тема любви. В исторической драме «Алхимик» (1932) Ванчура воссоздает гуманистический идеал жизнедеятельного человека-творца. Написанная на сюжет из жизни африканских колоний драма «Озеро Укереве» (1935) направлена против расистской идеологии. В романе-балладе «Три реки» (1936) Ванчура с симпатией описывает революционные бои в России, в которых принимает участие и его герой, ощутивший родственную связь народов, живущих на трех реках: родной чешской Скаличке, украинском Буге и сибирской Оми. В канун Второй мировой войны писатель активно участвует в растущем антифашистском движении. Он становится членом чешской секции Международной ассоциации писателей в защиту культуры, выступает на митингах, составляет листовки и воззвания. Прервав работу над давно задуманной трилогией из жизни чешского общества в 1914—1930 гг. «Кони и повозка» (опубликована только ее первая часть — роман «Семья Горвата», 1938), Ванчура начинает работу над патриотической эпопеей «Картины из истории чешского народа». Первый и второй тома трилогии вышли в 1939 и 1940 гг., третий, незаконченный том остался в рукописи. Осенью 1941 г. писатель стал председателем созданного по инициативе Юлиуса Фучика «Национально-революционного комитета интеллигенции». 12 мая 1942 г. Ванчура был арестован гестаповцами, мужественно перенес все пытки и издевательства. Был расстрелян 1 июня 1942 г. в Кобылисах под Прагой. После освобождения страны писатель посмертно награжден высшей воинской наградой — орденом Белого льва «За победу». В 1946 г. посмертно удостоен звания Народного писателя Чехословакии.

Произведения

Избранное: В 2 т. / Сост. Р. Кузнецова; Вступ. ст. и примеч. О. Малевича. — М.: Худож. лит., 1982; Пекарь Ян Маргоул: Роман; Повести; Рассказы / Вступ. ст. Л. Копелева. — М.: Худож. лит., 1964. — 327 с.; Три реки: Роман / Пер. В.Чешихиной; Предисл. О.Малевича. — М.: Худож. лит., 1969. — 285 с. Spisy: V 16 sv. — Praha: Českosl. spis., 1951—1961; Rád nové tvorby. — Praha: Svoboda, 1972. — 635 s.

Литература

Кузнецова Р. Р. Поиски монументальной эпики в романах Владислава Ванчуры. — В кн.: Кузнецова Р. Р. Становление романа-эпопеи нового типа в чешской прозе, М., 1975, с. 173—268; Малевич О. М. Владислав Ванчура: Крит.-биогр. очерк. — Л.: Худож. лит., 1973. — 197 с.; Шерлаимова С. А. В. Ванчура. — В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX веков, М., 1963, с. 488—503. Blahynka М. Vladislav Vančura. — Praha: Horizont, 1981. — 165 s.; Kundera М. Umění románu: Cesta Vladislava Vančury za velkou epikou. — Praha: Českosl. spis., 1961. — 207 s.; Mukařovský J. Vančurovská prolegomena. — In: Mukařovský J. Cestami poetiky a estetiky, Praha, 1971, s. 221—276.

Вернуться к оглавлению