МАРТИН КУКУЧИН (MARTIN KUKUČÍN. 1860-1928)

СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

— настоящее имя писателя Матей Бенцур, вошел в словацкую литературу как создатель жанра деревенского рассказа, обогатив ее новыми темами, живым и образным народным языком. Демократизм Кукучина, правдивость и злободневность его произведений способствовали тому, что его творчество стало известно не только на родине писателя. Выходец из бедной крестьянской семьи, восемнадцатилетний Кукучин получает диплом народного учителя и начинает преподавать в родном селе. К этому времени относятся его первые публикации (1883 г. — очерк «На городской дороге»). В 1885 г. Кукучин поступает на медицинский факультет Карлова университета и переезжает в Прагу. Спустя десять лет он занимает место врача в Далмации. В 1907 г., уже будучи признанным прозаиком, Кукучин эмигрирует в Южную Америку, откуда возвращается в 1922 г. Расцвет творчества писателя приходится на 80—90-е гг., когда один за другим появляются его рассказы, очерки, романы, героями которых являются обыкновенные люди — крестьяне, солдаты, ремесленники («Рыжая телка», «Тени и свет», «Вот умрет дядюшка из Хохолева», «Записки из грустного дома»). В центре внимания писателя — жизнь словацкой деревни. К этой теме постепенно добавляются другие — гибельное влияние города на крестьян, развращающая власть денег. Автор начинает тяготеть к сатирическому изображению действительности («Конец и начало», «Dies irae», «Дом под горой»). Изображая город как источник зла и пороков, Кукучин идеализирует патриархальную словацкую деревню, считая крестьянство единственной общественной силой, способной противостоять национальному и социальному угнетению. С живым сочувствием и теплым юмором изображает писатель своих порой простоватых и наивных, зато всегда трудолюбивых и честных героев.

Дом под горой (Dom v stráni. 1903-1904)

— роман, который явился своеобразным обобщением жизненного опыта автора. Хотя произведение было написано на материале далматинской жизни, писатель стремился выразить в нем свое отношение к перспективе национального развития родной Словакии. Кукучин сталкивает в романе две основные силы, которые он видел в современном ему обществе, — патриархальное крестьянство (Мате Берац) и дворянско-помещичьи круги (идеальные помещики Анзула Дубчич и ее сын Нико, делец Зандома). Роман «Дом под горой» имел большое значение для развития словацкого реалистического романа.

Произведения

Дом под горой: Роман / Пер. Н.Аросевой; Вступ. ст. А.Соловьевой. — М.: Худож. лит., 1980. — 334 с.; Деревенский роман / Пер. под ред. Н. Троепольской. — В кн.: Словацкие рассказы, М., 1956, с.9-32; Новеллы / Вступ. ст. Ю.Богданова.- М.: Гослитиздат, 1961.- 232 с. Dielo: V 21 zv.- Bratislava: SVKL, 1957-1974; Dom v stráni.- Bratislava: SVKL, 1961. — 365 s.

Литература Juríček М. Martin Kukučín: Život pútnika. — Bratislava: Mladé letá, 1975. — 149 s.; Noge J. Martin Kukučín tradicionalista a novátor: (Život a dielo): V 2 zv. — Bratislava: SAV, 1962—1975.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV