Наши партнеры

Новый способ направления командной работы
Беспроцентные кредиты

ГОТФРИД КЕЛЛЕР (GOTTFRIED KELLER. 1819-1890)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ

— писатель-демократ, творчество которого значимо и для немецкой литературы, родился в Цюрихе в семье токаря-республиканца. Обостренная борьба во время гражданской войны 1840-х гг. между кантонами Зондербунда и либеральным бюргерством Швейцарии оказала существенное влияние на формирование личности и творчество Келлера, который создал в эти годы стихи, полные революционного звучания, и тем самым вошел в плеяду поэтов революции 1848 г. Келлер выступал против произвола аристократии и защищал права народных масс, ущемляемые власть имущими. В течение многих лет он занимал пост государственного секретаря города Цюриха и явился автором некоторых прогрессивных законов, принятых кантоном. Творчество Келлера, одного из выдающихся новеллистов XIX в., известно далеко за пределами Швейцарии. Келлер начал как художник, но скоро понял, что это не его призвание, и посвятил себя литературе. Однако живопись наложила особый отпечаток на повествовательную манеру Келлера. Его новеллы отличаются законченностью композиции, пластичностью образов, сочностью и яркостью красок.

Зеленый Генрих (Der grüne Heinrich. 1854; Neue Fassung. 1880)

— первый из двух романов, созданных Келлером в начале творческого пути. Это произведение в значительной степени автобиографическое, написанное в традициях «романа воспитания», изображает Швейцарию 30—40-х гг. XIX в. Герой романа — юный мечтатель Генрих Лее — долго не может найти путь в жизни. Генрих покидает родину и отправляется в Мюнхен учиться живописи, однако скоро убеждается, что художника из него не выйдет, и возвращается на родину. Здесь он обретает покой и счастье в служении своему кантону. В романе представлена широкая панорама нравов различных сословий швейцарского общества. «Зеленый Генрих» не только широкое полотно общественной жизни, но и лирическое произведение, в котором писателю удалось передать сложные оттенки чувств героев, мастерски показать природу Швейцарии. Стиль Келлера отличается мягким юмором, сближающим его произведения с романами Диккенса. «Зеленый Генрих» принадлежит к классическим произведениям швейцарской литературы.

Люди из Зельдвилы (Die Leute von Seldwyla. Bd. 1, 1856; Bd.2, 1874)

— сборник, два тома которого были выпущены с промежутком в 18 лет, самое значительное собрание новелл писателя. Сборнику предпослано вступление, где Келлер с юмором характеризует швейцарское бюргерство. Действие разворачивается в маленьком городке Зельдвила и в его окрестностях. В новеллах Келлер выступает и как мастер деревенской прозы, и как бытописатель городского мещанства. Здесь ярко проявились черты Келлера — критического реалиста, который не только сочувствует «маленьким людям», но и высмеивает присущую им ограниченность. Лучшие новеллы сборника — «Деревенские Ромео и Джульетта», «Три праведных гребенщика», «Платье делает людей».

Деревенские Ромео и Джульетта (Romeo und Julia auf dem Dorfe. 1856)

— новелла, в которой стяжательским инстинктам, расчетливости и алчности Келлер противопоставляет самозабвенную и чистую любовь двух молодых сердец, олицетворяющих здоровое нравственное начало народа. В деревне, затерянной в горах, живут по соседству две семьи. Девочка Френхен и мальчик Сали вместе растут и играют, покуда отцы их работают на полях. Распахав свои участки, крестьяне хотят захватить и пустошь, лежащую между их наделами. Отныне из друзей они превращаются в непримиримых врагов, так как каждый хочет забрать спорную землю. Борьба за собственность поглощает их: они начинают сутяжничать, забрасывают хозяйство, разоряются. Но вражда отцов не может разлучить детей. Юноша и девушка по-прежнему любят друг друга. Покинув город, куда его принудил поехать отец, Сали возвращается в деревню к Френхен. Они вместе отправляются на сельский праздник, где играют шутовскую свадьбу. Завершив свой единственный счастливый день, понимая неотвратимость разлуки, они кончают с собой, утопившись ночью в реке.

Три праведных гребенщика (Die drei gerechten Kammacher. 1856)

— городская новелла, где Келлер сатирически изобразил отсталый и косный мирок обитателей Зельдвилы. К владельцу мастерской гребенок поступают три подмастерья, пришедшие из Германии в поисках заработка. Всех их обуревает жажда собственности. В погоне за наживой они трудятся не покладая рук, но за их счет богатеет хозяин. Тогда, чтобы увеличить свои скромные сбережения, каждый из троих решает жениться на старой деве, богатой прачке Цюзи Бюнцлин. Не зная, кому отдать предпочтение, Цюзи назначает своим женихам испытание — им предстоит соревноваться в беге. Услышав об этом, крошечный городок, жизнь в котором подобна стоячему болоту, приходит в неописуемое возбуждение, и нелепая затея прачки превращается в событие чуть ли не государственного значения. Побеждает наиболее бессовестный и предприимчивый, нарушив правила честного соревнования.

Платье делает людей (Kleider machen Leute. 1873)

— новелла, построенная на противопоставлении видимости и сущности. Келлер высмеивает людей, на которых производят большое впечатление знатное имя и дворянский герб, чем душа самого человека. Портняжка-подмастерье Страпинский, оставшись без работы, печально бредет из одного городка в другой. По дороге его обгоняет пустая карета с графским гербом. Сжалившись над путником, шатающимся от голода, кучер подвозит его к ближайшей гостинице. Здесь нищего портного принимают за знатного графа. Тотчас же со всей округи к нему стекаются помещики и коммерсанты. Новоявленному графу открывают неограниченный кредит, его окружают лестью и подобострастием. Но как только раскрывается ошибка, все с презрением отворачиваются от своего кумира, несмотря на то что он оказался человеком более благородным, чем увивавшиеся вокруг него богачи.

Произведения

Избранные новеллы / Пер., вступ. ст. и примеч. Т.А.Андрианова. — М.; Л.: Academia, 1934. — 623 с.; Избранное / Сост. и вступ. ст. В.Адмони. — Л.: Худож. лит., 1988. — 461 с.; Зеленый Генрих / Пер. Ю.Афонькина и др.; Вступ. ст. Е. Брандиса. — М.: Худож. лит., 1972. — 735 с. — (Б-ка всемирн. лит); Новеллы / Вступ. ст. А.Левинтона. — Л.: Худож. лит., 1970. — 256 с. Sämtliche Werke: In 8 Bd.- Berlin: Aufbau-Verl., 1958-1961; Der grüne Heinrich / Mit einem Nachw. v. J. Müller. — Leipzig: List, 1966. — 1017 S.; Kleider machen Leute. — М.: Verl. für fremdspr. Lit., 1956. — 132 S.; Die Leute von Seldwyla. / Mit einer Einfühnmg v. A. Zweig. — Berlin: Neues Leben, 1966.- 614 S.

Литература

Балашов Н. Новеллы Готфрида Келлера. — Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, 1956, т. 52. Каф. зарубеж. лит., вып. 2, с. 109—160; Банникова Н. П. Творчество Готфрида Келлера и становление метода критического реализма во второй половине XIX века. — В кн.: Литература Швейцарии, М., 1969, с. 103-176. Ackerknecht Е. Gottfried Keller: Geschichte seines Lebens. — Leipzig: Insel-Verl., 1948. — 393 S.; Breitenbruch B. Gottfried Keller in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1974. — 186 S.; Fehr K. Gottfried Keller: Aufschlüsse und Deutungen. - Bern; München: Francke, 1972. - 248 S.

Вернуться к оглавлению