ГЕРМАН ГЕССЕ ( HERMAN HESSE. 1877-1962)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ

— лауреат Нобелевской премии 1946 г., новеллист, романист, поэт, критик и публицист. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». С 1919 г. Гессе жил в Швейцарии; близость его к швейцарской литературной традиции несомненна. Но духовной родиной Гессе была Германия, и его творчество — отражение трагической судьбы немецкого народа и немецкой культуры XX в. Г. Гессе чутко реагировал на социальные и духовные движения своего времени. Он был в числе художников-гуманистов, предупреждавших об опасности милитаризма, шовинизма, национал-социализма для судеб человечества. В его произведениях нашли отражение существенные черты социально-политического и культурно-философского развития Западной Европы первой половины XX в. Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в капиталистическом мире. Эта проблема, к которой Гессе неоднократно будет возвращаться, стала центральной в раннем произведении писателя, романе «Петер Каменцинд». Первая мировая война оставила тяжелый след в сознании писателя. «Кровавая бессмыслица войны и патриотический психоз» подорвали его доверие к читателям. «Я стал сомневаться в том, что мы живем в одном мире, что они понимают меня», — писал Гессе в автобиографии. Гессе винит себя в том, что косвенно способствовал идеологической беззащитности военного поколения. В романе «Степной волк» он безжалостно разоблачает необоснованный оптимизм и предсказывает грандиозные социальные потрясения, Вторую мировую войну. Самое значительное произведение позднего периода творчества Гессе — монументальный социально-утопический роман «Игра в бисер». В позднем творчестве Гессе обращается к поэзии. Лирика Гессе с ее классической простотой, четкостью, музыкальностью и проникновенной интимностью тона является, может быть, наиболее полным выражением его личности. Гессе прошел долгий путь от романтического индивидуализма к утверждению ответственности писателя за человека, за эпоху, за культуру.

Петер Каменцинд ( Peter Camenzind. 1904)

— книга, положившая начало литературной славе писателя, принадлежит к типу «романа воспитания». Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов ни в самом средоточии европейской культуры — Париже, ни в более близкой ему Италии. Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Годы странствий Петера Каменцинда — блуждания в поисках выхода из узкого обывательского мирка, освобождения от рутины. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей.

Степной волк (Der Steppenwolf. 1927)

— одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX в. («Доктор Фаустус» Т.Манна, «Смерть Вергилия» Г. Броха, проза М.Фриша). Период работы над книгой совпал с тяжелым душевным кризисом писателя, нашедшим в романе своеобразное отражение. Книга во многом автобиографична. Однако считать героя романа, Гарри Галлера, двойником Гессе было бы ошибкой. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа. Из «Записок» выкристаллизовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой. Степной волк ждет только момента, чтобы покончить со своей ненужностью, невозможностью либо соединиться с миром мещанства, либо уйти от него. Последней каплей стал для него визит к университетскому профессору. Все в его доме раздражает Галлера, и он уходит после того, как шовинист-профессор начинает яростно нападать на автора прочтенных им антивоенных статей, не подозревая, что автор — перед ним. Галлер мечется по городу и неожиданно в одном из ресторанов встречает Гермину, благодаря которой оставляет мысль о самоубийстве. Гермина учит Галлера видеть маленькие радости жизни, она способна понять уставшую от одиночества душу Степного волка. Роман кончается спектаклем в «магическом театре» саксофониста Пабло, друга Гермины. «Магический театр» — символическая картина духа, вечных ценностей, мечты, наглядно показавшая Галлеру его внутренний мир. Трагическая судьба Степного волка — это, по выражению Гессе, свидетельство «невроза того поколения, к которому принадлежит Галлер...»; его «Записки» — «документ времени». Сделав объектом изображения «болезнь эпохи», Гессе полон решимости преодолеть ее, полон веры в высокое назначение человека.

Игра в бисер (Das Glasperlenspiel. 1943)

— роман, в котором Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему — как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. История фантастической страны Касталии и жизнеописание Иозефа Кнехта — «магистра игры» — якобы написаны историком-касталийцем, живущим в неопределенном будущем. Историк противопоставляет духовную жизнь Касталии буржуазной псевдокультуре XX в. с ее продавшимися учеными и людьми искусства, с ее аморализмом и интеллектуальным убожеством. Страна Касталия основана избранными высокообразованными людьми, которые видят свою цель в сохранении духовных ценностей человечества. Им чужд жизненный практицизм, они наслаждаются чистой наукой, высоким искусством, сложной и мудрой игрой в бисер, игрой «со всеми смысловыми ценностями нашей эпохи». Реальный облик этой игры остается туманным. Жизнь Кнехта — «магистра игры» — это история его восхождения к касталийским высотам и ухода его из Касталии. Кнехт начинает понимать всю опасность отчужденности касталийцев от жизни других людей. «Я жажду действительности», — говорит он. Кнехт становится наставником единственного сына своего друга Дезиньори, чтобы воспитать из него человека действия, но вскоре трагически гибнет в водах горного озера. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру. Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе, стремившегося в годы фашизма в «чумном отравленном мире» утвердить высокие духовные ценности.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. — СПб.: Северо-Запад, 1994; Избранное: Кнульп; Курортник; Степной волк / Предисл. С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1977. — 411 с.; Игра в бисер / Пер. Д. Каравкиной, Вс. Розанова; Предисл. Е.Маркович. — М.: Худож. лит., 1969. — 544 с.; Паломничество в страну Востока; Игра в бисер; Рассказы / Сост. и авт. предисл. Н.Павлова. — М.: Радуга, 1984. — 592 с. — (Мастера совр. прозы); Петер Каменцинд / Пер. М. Кадиш. — М.: Соврем, проблемы, 1910. — VIII, 214 с.; Письма по кругу: Худож. публицистика / Сост., авт. предисл. и коммент. В.Д.Седельник. — М.: Прогресс, 1987. — 400 с.; Под колесами / Пер. В.Романова; Вступ. ст. Л.Черной. — М.: Гослитиздат, 1961. — 158 с. Gesammelte Werke: In 12 Bd. — Frankfurt а/М.: Suhrkamp, 1970; Das Glasperlenspiel. Versuch einer Lebensbeschreibung des Magisters Ludi Josef Knecht samt Knechts hinterlassenen Schriften. — Frankfurt a/M.; Hamburg: Fischer, 1970. — 445 S.; Peter Camenzind; Unterm Rad. — Berlin: Aufbau-Verl., 1952. — 319 S.; Der Steppenwolf. — München: Deutscher Taschenbuch-Verl., 1964. — 183 S.

Литература

Березина А. Г. Герман Гессе. — Л.: Изд-во Ленингр. гос, ун-та, 1976. — 126 с.; Седельник В. Д.

Герман Гессе и швейцарская литература. — М.: Высш. шк., 1970. — 92 с. Baumer F. Hermann Hesse. — Berlin: Colloquim-Verl., 1959,— 94 S.; Böttger F. Hermann Hesse. Leben, Werk, Zeit- Berlin: Verl. der Nation, 1974.- 559 S.; Stolte Н. Hermann Hesse. Weltscheu und Lebensliebe. — Hamburg: Hansa-Verl., 1971. — 287 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV