Наши партнеры

inflatable ads
Беспроцентные кредиты

ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ (FRIEDRICH DÜRRENMATT. 1921-1990)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ

— драматург, прозаик и публицист; писал на немецком языке. Выросший в семье протестантского пастора, он тем не менее предпочитал не утешать, а тревожить, эпатировать, предостерегать. Необычными ходами мысли, гротескно-парадоксальными образами Дюрренматт разбивал устоявшиеся представления, расшатывал устои бездумного самодовольства технической цивилизации, пугал равнодушных и ленивых духом возможным «концом света», апокалипсисом. Доведение сюжетного действия до «наихудшего конца» стало излюбленным приемом его творчества. Уже в ранних рассказах писателя («Пилат», «Город», «Туннель») возникают сквозные проблемы и тревожные видения, преследовавшие его всю жизнь, — о богооставленности людей, о мире как лабиринте, тюрьме и сумасшедшем доме, о человечестве, с нарастающей скоростью несущемся без руля и без ветрил в пропасть небытия. Дюрренматт считал себя писателем гротеска, а не абсурда («абсурдного я не люблю, ибо оно означает отсутствие смысла»); создавая свой парадоксальный, хаотичный художественный мир и устраивая ему апокалипсис, он, будучи в большей мере просветителем и моралистом, чем нигилистом, воспитывал у своих читателей творческое воображение, способность увидеть разрыв между действительностью и тем, что действительностью не стало, что было упущено. Дюрренматт был мастером детективного жанра, который он переосмыслял в парадоксальном духе, насыщал философской и общественно-политической проблематикой,— романы «Судья и его палач» (1952), «Подозрение» (1953), «Обещание» (1958), повесть «Авария». Но подлинный триумф ожидал Дюрренматта на поприще драматургии. Уже первые его пьесы («В писании сказано...», 1947; «Слепой»,

1948) поразили зрителей дерзкими парадоксами и злым сарказмом; еще больше нарочитого эпатажа, гротескной условности, едкой пародии и жестокого фарса в комедиях «Ромул Великий» (1949), «Брак господина Миссисипи» (1952), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и др. В них Дюрренматт предстает не только яростным обличителем пороков и язв современного мира, но и страстным защитником права человека возвыситься над роковыми несуразностями жизни, перестать быть игрушкой в руках слепого случая, понять механизм насилия, обмана, манипулирования общественным мнением и обратиться к поискам выхода из тупиковой ситуации.

Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame. 1956)

— трагическая комедия, в которой «модель мира» строится из локально окрашенных блоков. История о том, как неслыханно богатая женщина приезжает в захудалый швейцарский городок, где когда-то жестоко надругались над ее первой любовью, и за миллиард долларов предлагает горожанам убить ее обидчика — лавочника Илла, под пером Дюрренматта превращается в гротескную притчу о власти денег, способных будить в людях хищнические инстинкты. «Возвращение блудной дочери» несет городу не избавление от экономического застоя, а повальное совращение жителей, забывших о нравственных устоях и благородных порывах, о которых они возвещают, сжимая кольцо вокруг несчастной жертвы.

Физики (Die Physiker. 1962)

— трагикомедия, действие которой происходит в сумасшедшем доме: выдающий себя за безумца выдающийся физик Мёбиус пытается скрыть за стенами дома скорби свое открытие, грозящее миру уничтожением; два других лже-безумца — тоже физики, подосланные враждующими блоками, чтобы выведать тайну Мёбиуса. Но им это не удается, а Мёбиусу, несмотря на всю его самоотверженность, не удается сохранить свое открытие в тайне: оно становится достоянием по-настоящему безумной владелицы лечебного заведения — доктора Цанд. Тезис Мёбиуса: «Или мы (т. е. физики) останемся в сумасшедшем доме, или сумасшедшим домом станет мир» — в трактовке Дюрренматта оказывается несостоятельным, а героический поступок ученого — бесполезным, ибо «то, что касается всех, могут решить только все».

Произведения

Комедии / Предисл. Ю.Архипова.- М.: Искусство, 1969.- 512 с.; Избранное /Предисл. Н.Павловой. — М.: Радуга, 1990. — 494 с.; Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями: Драматургия и проза / Послесл. Л. Невской. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 175 с. Gesammelte Werke: In 7 Bd. / Hrsg. von F. J. Görtz. - Zürich: Diogenes, 1988; Der Auftrag oder Vom Beobachten des Beobachters der Beobachter. — Zürich: Diogenes, 1986. — 132 S.; Justiz: Roman. — Zürich: Diogenes, 1986.- 368 S.

Литература

Павлова Н. С. Фридрих Дюрренматт. — М.: Высш. шк., 1967. — 74 с. Bänziger Н. Frisch und Dürrenmatt. — Bern; München: Francke, 1976. — 230 S.; Brock-Sulzer E. Dürrenmatt. Stationen seines Werkes. — Zürich: Die Arche, 1960. — 143 S.

Вернуться к оглавлению