МАРИН ДРЖИЧ (MARIN DRŽÍC. 1508-1567)

ЛИТЕРАТУРА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

— представитель дубровницкой литературы. В то время как большинство славянских земель в течение веков находилось под чужеземным игом, на далматинском побережье Адриатики существовала независимая и богатая торговая Дубровницкая республика. Особые исторические условия в значительной мере определили исключительно высокий по сравнению с другими славянскими землями уровень развития культуры и литературы Дубровника. Там выросла плеяда замечательных поэтов и писателей, и среди них одно из выдающихся мест занимает Марин Држич, с именем которого связано развитие и утверждение озорной и блестящей дубровницкой комедии эпохи Возрождения. Држич родился в состоятельной семье. В силу различных обстоятельств он рано вынужден был принять духовное звание и в 1538 г. отправился в Сьену для изучения канонического права. В Сьене Држич познакомился с итальянским театром и с классической литературой. Поэт превосходно знал латынь, немецкий и итальянский языки. Священник и музыкант, вице-ректор университета, торговец, политик и путешественник, он побывал в Вене, затем в Константинополе, в Венеции, и казалось, что проказы и любовные приключения (которым в основном посвящены немногочисленные стихи Држича) являются главным содержанием его жизни. Но поэта волновали и серьезные политические проблемы. Известно, например, что Држич хотел поднять восстание и свергнуть власть дубровницкой аристократии. Его преследовали неудачи. Разочарованный, затравленный кредиторами, поэт скитался по Италии и умер в Венеции. В мировую литературу Држич вошел как автор драматургических произведений. Сюжеты большинства пьес Држича заимствованы из античной мифологии, Овидия, Плавта или итальянской литературы раннего Возрождения. Но драматург осмысляет их по-своему. Используя классическую основу, он создает широкую картину жизни Дубровника, рисует яркие образы дубровницких аристократов и торговцев. Основной герой Држича — гордый и лукавый дубровницкий простолюдин. В комедиях Држича, во многом предвосхищающих комедии Мольера и Гольдони, обычно переплетаются несколько интриг, что усложняет их структуру. Они справедливо принадлежат к числу лучших драматургических произведений дубровницкой литературы, а их автор — к числу наиболее остроумных и веселых писателей. Пьесы Држича дожили до наших дней.

Дядюшка Марое (Dundo Maroje. Первое представление — 1551)

— лучшая комедия Држича, отличающаяся динамичным и занимательным сюжетом. Mapo, сын богатого дубровницкого торговца дядюшки Марое, уезжает в Рим. В объятиях лукавой красавицы он спускает отцовские денежки. Интрига осложняется прибытием в город Марое и невесты Mapo — Перы. Однако основными героями пьесы являются простые люди — слуги Помет, Попива, Петруньелла, остроумно и весело помогающие своим хозяевам. В комедии около тридцати действующих лиц. Држич мастерски создает каждый образ, наполняя его содержанием, глубоко характерным для своей эпохи.

Произведения

[Стихотворения] / Пер. И. Н. Голенищева-Кутузова. — В кн.: Поэты Далмации эпохи Возрождения XV-XVI веков, М., 1959, с. 162-165.

Изабрана дела. — Београд: Нар. књига, 1963. — 451 с.; Дундо Мароје / Предг.. Е. Финци. — Београд: Југословенска књига, 1951. — 273 с.; Djela / Prired. F. Čale. — Zagreb: Liber, 1979. — 958 s.

Литература

Финци Е. Марин Држич. — Театр, 1956, № 8, с. 146—157.

Марин Држић. — Београд: Завод за изд. уџбеника СРС, 1964. — 276 с.; Jeličiu Z. Marin Držié Vidra. — Zagreb: Naprijed, 1961. — 252 s.; Marin Držič: Zborník radová / Ured. J. Ravlič. — Zagreb: Matica hrvatska, 1969.- 574 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV