ИВО АНДРИЧ (IVO ANDRIČ. 1892-1975)

ЛИТЕРАТУРА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

— писатель, лауреат Нобелевской премии (1961), творчество которого не только оставило глубокий след в отечественной литературе, но и получило широкую известность во многих странах мира. Андрич родился в боснийском городе Травнике в семье небогатого ремесленника. В 1912 г. будущий писатель, окончив гимназию в Сараеве, поступил на философский факультет Загребского университета. За участие в деятельности национальной революционной организации «Молодая Босния» Андрич был арестован австрийскими властями и три года (1914—1917) провел в тюрьме и ссылке. В 1917 г. он приехал в Загреб, где стал одним из основателей литературного журнала «Книжевни юг» («Литературный юг»). В 1918 г. вышла в свет первая книга Андрича — стихотворения в прозе «Ex ponto». Получив высшее образование в Граце (Австрия), Андрич в 1902 г. поступил на дипломатическую службу. Находясь вдали от родины, писатель продолжал литературную деятельность. В 20—30-е гг. он создал ряд исторических рассказов и повестей («Мост на Жепе», «Наложница Mapa», «Свадьба» и др.). Уже в этих ранних произведениях Андрич обнаруживает обширные исторические знания, умение глубоко проникать в психологию человека и создавать яркие запоминающиеся характеры. Вторая мировая война застала писателя за границей. Он возвратился в Белград и, категорически отказавшись сотрудничать с оккупантами, целиком отдался литературной работе. В годы войны Андрич создал свои лучшие произведения — романы «Мост на Дрине», «Травницкая хроника» и «Барышня», которые были опубликованы лишь после освобождения Югославии в 1945 г. Послевоенные годы — один из самых активных периодов в творческой и общественной деятельности Андрича: он становится депутатом Союзной народной скупщины, председателем Союза писателей Югославии, в печати постоянно появляются его статьи, эссе, очерки, повести, рассказы и среди них такие шедевры, как «Проклятый двор» и «Рассказ о кмете Симане». Андрич писал в самых различных жанрах, однако мировую известность он завоевал историческими романами «Травницкая хроника» и «Мост на Дрине», к которым примыкает опубликованный после смерти писателя неоконченный роман «Омер-паша Латас». В основу этих романов положены события сложной и трагической истории боснийского народа. Но история интересует Андрича не сама по себе, а с точки зрения философского осмысления зависимости человеческих судеб от хода общественно-исторического развития. Проникая в глубину далекого прошлого Боснии, писатель показывает, как страшный мир захолустной турецкой окраины, полный социальных противоречий, национальной и религиозной вражды, калечил судьбы людей. Однако Андрича не покидает вера в человека, в его способность к духовному возрождению, и в этом заключается гуманистическое значение его творчества.

Мост на Дрине (Na Drini Čuprija. 1945)

— роман, отличающийся интересной и своеобразной композицией. Все события, происходящие в романе на протяжении нескольких веков (1516—1914 гг.), так или иначе связаны с существованием белоснежного красавца-моста на реке Дрине, построенного в боснийском городе Вышеграде уроженцем этого города, отуреченным сербом великим визирем Мехмед-пашой. Посвящая отдельные главы романа наиболее ярким и решающим моментам в истории Боснии, Андрич создает впечатляющую картину происходивших здесь сложных исторических событий. Эпоха османского владычества с ее дикой жестокостью, переплетением национального и религиозного гнета нашла отражение на страницах, посвященных строительству моста и страшной казни крестьянина Радисава, в образе которого воплощен стихийный народный протест против угнетателей. Шли годы и десятилетия, слабела некогда могущественная власть Османской империи, и ей на смену пришло «цивилизованное» господство Австро-Венгерской монархии, внешне благопристойное, но по сути своей также направленное против интересов простого народа, который стал теперь объектом эксплуатации. В последних главах романа описывается начало Первой мировой войны и гибель взорванного австрийцами моста на Дрине, который оказался в зоне военных действий. Андрич создает в романе ряд выразительных образов — мудрого Али-ходжи Мутавелича, умной и властной хозяйки гостиницы Лотики, бродяги и пьяницы Кривого, оказавшегося способным на великую любовь, гордой красавицы Фаты, которая предпочла смерть жизни с нелюбимым мужем. Творчество Андрича, отражающее в предельно концентрированной форме боль и страдания человека, вместе с тем проникнуто страстными поисками гармонии, источниками которой для писателя являются природа и искусство. Поэтому замечательное творение человеческих рук — мост на Дрине — не только важная деталь композиции романа, но и своеобразный философский символ, воплощение авторской мысли о том, что страдания и смерть неизбежны в этом мире, но жизнь вечна так же, как вечно стремление к красоте, и что способность человека создавать прекрасное — залог его будущего.

Травницкая хроника (Trávnička hronika. 1945)

— роман, действие которого происходит в 1807—1817 гг. в городе Травнике, являвшемся в те времена опорным пунктом турецкого владычества в Боснии и резиденцией боснийских визирей. Бурные политические события начала XIX в. привлекают к Боснии внимание Австрии и наполеоновской Франции, и в Травнике появляются французский консул Давиль со своим помощником Дефоссе, а затем австрийские консулы фон Митерер и сменивший его фон Паулич. Взаимоотношения этих представителей западного мира с жителями глухой провинции и боснийскими визирями Мехмед-пашой и Ибрагимом-пашой составляют основную сюжетную канву произведения. Действие романа происходит на фоне крупных исторических событий: наполеоновские войны, борьба Сербии за независимость, трагическая гибель султана Селима III, пытавшегося покончить с феодальной раздробленностью Османской империи. Эти события тесно переплетаются с биографиями героев романа и используются автором для выражения основной идеи произведения — судьба отдельной личности находится в тесной зависимости от развития социальных и исторических процессов. Особенно отчетливо эта идея проявилась в образе французского консула Давиля, человека доброго, порядочного, но заурядного, который, попав в бурный поток истории, по словам одного из героев романа, превратился «в чувствительного, колеблющегося, недоверчивого и склонного к меланхолии» человека. Изображая в романе мир тружеников, их доброту, мужество, волю к жизни, Андрич дает понять, что даже обстановка произвола, жестокости и насилия, царившая в отуреченной Боснии, не могла полностью подавить духовные силы народа.

Произведения

Собрание сочинений: В 3 т. / Ред. колл.: А.И.Севастьянова и др.; Предисл. Н.Яковлевой. — М.: Худож. лит., 1984—1985; Травницкая хроника; Мост на Дрине / Пер. М.Волконского, Т. Вирты; Вступ. ст. Е. Книпович. — М.: Худож. лит., 1974. — 686 с. — (Б-ка всемирн. лит.); ...человеку и человечеству / Сост. и Послесл. А. Романенко. — М.: Радуга, 1983. — 506 с.

Сабрана дела. Књ. 1 — 16. — 2 изд. — Београд: Просвета; Сарајево: Свјетлост; Загреб: Младост; Љубљана: Државна заложба Словеније; Скопје: Мисла, 1977.

Литература

Лихачева Л. П. Иво Андрич: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1974. — 125 с.; Яковлева Н. Б. Стилевые черты современного исторического романа-эпопеи: Иво Андрич. — В кн.: Художественная форма в литературах социалистических стран, М., 1969, с. 108—123; Яковлева Н. Б. Человек и история в творчестве Иво Андрича. — В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, М., 1967, с. 159—176. Филиповић В. Дело Ива Андрића. — Приштина: Јединство, 1976. — 264 с.; Bandič M. Ivo Andrič: Zagonetka vedrine. — Novi Sad: Matica srpska, 1963. — 410 s.; Koraé S. Andriéevi románi ili Svijet bez boga. — 2. prošireno i dop. izd. — Zagreb: Prosvjeta, 1989. — 349 s.; Vučkovič R. Veliká sinteza: O Ivi Andricu. — Sarajevo: Svjetlost, 1974. — 546 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV