ДЕСАНКА МАКСИМОВИЧ (ДЕСАНКА МАКСИМОВИЋ. 1898-1992)

ЛИТЕРАТУРА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

— выдающийся сербский поэт, творчество которой отличают широта и философская глубина взгляда, высокая художественность, органическая связь ее музы с судьбой народа, богатство и щедрость души лирического героя. Дочь сельского учителя, она провела детство и юность в сербской провинции, природа которой, близость к жизни народа, его языку навсегда вошли в сознание художника, став источником поэтического вдохновения. Затем Белградский университет, Сорбонна, защита магистерской диссертации о Жанне д'Арк (1928), учительство в гимназии. Успех к Максимович пришел сразу, с появлением первого сборника «Стихи» (1924), отмеченного самобытностью и литой формой. Литературными образцами для нее служили сербский эпос, поэты-романтики П. Негош, Б. Радичевич, писатели-реалисты рубежа веков (П. Кочич и др.). У истоков художественного мира Максимович — народная песня и поэзия французского символизма. Поэт писала в основном верлибром с нерегулярной рифмой. Ее поэзия 30-х гг. наполнена глубоким социальным содержанием. Реалистичность изображения, живой интерес к людским горестям и надеждам, восхищение народным характером отличают стихотворения «Мои земляки», «Пассажир третьего класса», «Хлеб месят» (сборники «Новые стихотворения», 1936; «Поэт и отчизна», 1946). Строки из шедевра ее патриотической лирики, созданной в годы Второй мировой войны, стихотворения «Кровавая сказка», высечены на мемориальном памятнике жертвам фашизма в Крагуеваце. В послевоенной поэзии Максимович (сборники «Запах земли», 1955; «Пленник снов», 1960; «Говори тихо», 1961) особый успех имела книга «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (1964), появившаяся в период, когда казалось, что наступает закат ее творчества. Прежним мотивам и образам, к которым поэт обращалась много лет, придан здесь обобщенный философский и нравственный смысл. В этом диалоге поэта с древним сводом законов средневекового деспота автор раздумывает над проблемами современной морали. Главы, поэтически перелагающие статьи Законника, регламентирующего положение всех сословий, чередуются с авторскими выступлениями «в защиту тех, кто царю поперек пути», «в защиту оклеветанных зверей» и т. д. Перекличка веков видится диалогом двух моралей: морали, порожденной подавлением личности, и высокой нравственности гуманиста, уважающего самоценность человека. 70—80-е гг. были для Максимович временем необыкновенной творческой активности (сборники «Нет больше времени», 1973; «Летопись потомков Перуна» и «Стихи из Норвегии», 1976; «Ничья страна», 1979; «Слово о любви» и «Рубежи памяти», 1983). В книге «Летопись потомков Перуна» поэт, исторически и этнографически достоверно воссоздавая атмосферу жизни балканских народов в эпоху введения там христианства, утверждает бессмертие объединяющих людей начал. Военный конфликт — это столкновение старого и нового, а темы войны и мира — это и вечные вопросы добра и зла, свободы и насилия, преступления и наказания. В стихах Максимович этих лет звучат мотивы, свойственные ее лирике: острота чувства времени, быстротечность молодости и счастья, смысл земного бытия, судьба, творчество. Личные утраты определили автобиографичность сборника «Ничья страна». Прощальная исповедь 80-летнего человека вырастает в сложную картину мира, созданную мужественным художником, плененным красотой и величием жизни. «Нет времени на длинные фразы и долгие разговоры» — строка из программного стихотворения Максимович 70-х гг. «Нет больше времени» — словно определяет новые качества ее поэзии: предельную искренность и интимность. В цикле стихов, посвященных памяти близких, лирическая героиня обращает свой взор к России, которую она искренне любит, — это родина умершего мужа. Сборник Максимович, вышедший в год ее 85-летия, «Слово о любви», подтвердил удивительную жизнестойкость поэта; художник-романтик, она с особой остротой ощущает таинственность мира и неисчерпаемость жизни. В этот период элегий лирика Максимович пережила новый взлет — в 1987 г. вышли два ее сборника: «Бабье лето» и «Фестиваль снов», составленные из сонетов. В них звучат мотивы стоицизма, лирический герой — внутренне богатая личность, осознавшая неотвратимость и близость конца. Сонеты прочитываются как дневник воспоминаний о долгой жизни, оборачивающейся однажды летописью потерь.

Произведения

Стихотворения / Сост. О. Кутасова; Предисл. В.Огнева. — М.: Худож. лит., 1971. — 389 с.; Избранное / Сост. О. Кутасова; Предисл. С. Раичковича. — М.: Худож. лит., 1977. — 479 с. — (Б-ка югославск. лит.); Слово о любви / Предисл. Н. Кореневской. — М.: Худож. лит., 1988. — 365 с. Сабране песме. — 3. изд. у 6 юьига. — Београд: Нолит, 1985. Михољско лето. — Београд: Просвета, 1987. — 95 с.; Сајам речи. — Ваљево: Универзитетска ријеч, 1987. — 87 с.

Литература

Десанка Максимовић: Живот, песме, критике / Припремио М.Блечић. — Београд: Слово љубве, 1978. — 238 с.; Blečič М. Desanka Maksimovič — život praéen pesmom. — Beograd: Delta press, 1978,— 158 s.; Dordevič Lj. Pěsničko dělo Desanke Maksimovič. — Beograd: Beogradskog univ., 1973. — 501 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV