ЦИРИЛ КОСМАЧ (ČIŘIL KOSMAČ. 1910-1980)

ЛИТЕРАТУРА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

— словенский писатель, переводчик романских литератур, журналист, сценарист, представитель поколения «социальных реалистов», ставший при жизни классиком словенской литературы XX в. Родился и вырос в крестьянской семье на границе с Италией, в словенском Приморье, отчего все его творчество пронизано идеей национального противостояния. Из-за своих патриотических убеждений в 1929—30 гг. был арестован итальянскими властями и заключен в тюрьму в Риме. Обличительная критика тюремных нравов нашла выражение в новелле «Гусеница». Космач много скитался по свету: учеба во Франции, служба в югославском посольстве, затем — Лондон, Египет. С 1944 г. участвует в движении Сопротивления как военный корреспондент центральной газеты «Словенский порочевалец». После войны Космач становится редактором этой же газеты, работает на киностудии «Триглав фильм», с 1961 г. — член Словенской Академии наук и искусств, председатель Союза словенских писателей. Литературный успех пришел к Космачу как автору психологических рассказов из жизни приморских крестьян (сборник «Счастье и хлеб», 1946), которые продолжают европейские традиции чеховско-мопассановской прозы. Тема счастья и справедливости, право человека жить на своей земле, звучащая в ранних рассказах, по-новому осмыслена под влиянием военных впечатлений в романах «Весенний день» (1953) и «Баллада о трубе и облаке» (1957). Стилистика прозы Космача изменяется, вбирая символику библейских притч и фольклорную поэтику. Любимыми героями Космача выступают деревенские чудаки — люди, стремящиеся жить по законам сердца. Эго папаша Орел из одноименной новеллы, беззлобный сельский великан Матиц («Смерть великана Матица»). Герои последних гротескных произведений писателя «Тантадруй» и «Кузнец и дьявол» продолжают тему «маленького человека». Деревенская жизнь, близость к природе видятся Космачу как основа нравственной, здоровой жизни вообще.

Баллада о трубе и облаке (Balada o trobenti in oblaku. 1957)

— роман, относящийся к лучшим произведениям послевоенной антифашистской прозы. В нем соединяется несколько сюжетных линий. Звук военной трубы на фоне плывущего по небу облака заставляет писателя Петера Майцена беспокойно бродить по окрестностям хутора, куда он приехал, чтобы закончить задуманную повесть о Темникаре, простом крестьянине, погибшем, защищая госпиталь партизан. Он принес в жертву не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи, с которой расправились каратели. Своим появлением писатель невольно приводит в смятение обитателей самого хутора: Чернилогар во время войны оказался в похожей ситуации и не выдержал нравственного испытания, оказался трусом. Услышав от Петера Майцена конец истории о Темникаре, испытав сильное душевное потрясение, замученный угрызениями совести, он повесился на осине. «Баллада» представляет собой роман в романе, где соединение прошлого и настоящего, особая система символов помогают совместить мир современного человека с исторической памятью народа.

Произведения

Избранное / Предисл. Н. Вагаповой. - М.: Радуга, 1988.- 462 с.- (Мастера соврем, прозы); Счастье и хлеб / Пер. И.Леманш и Д. Мансфельд. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 192 с. Izbrano delo: Knj. I—III /Ur. F. Bohanec.- Ljubljana: Mladinska knjiga, 1970.

Литература

Рябова Е. И. К характеристике «социального реализма» в словенской литературе (на материале прозы). — В кн.: Формирование социалистического реализма в литературах западных и южных славян, М., 1963, с. 370-422. César I. Poetika pripovedne próze Čiřila Kosmača. - Ljubljana-Koper: Lipa, 1981.- 191 s.; GlusičKrisper Н. Pripovedna próza Čiřila Kosmača.- Ljubljana: Sloven, matica, 1975.- 134 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV