Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени

1. Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:

• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);

• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения;

• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;

• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание, распространение идей гуманизма.

Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени являлись:

• Эразм Роттердамский;

• Гуго Гроций;

• Бенедикт (Барух) Спиноза.

2. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:

• критика и высмеивание средневековой схоластики;

• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры);

• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");

• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.

Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".

Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:

• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;

• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления.

Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.

К первым (хорошим и желательным) он относит:

• свободу;

• миролюбие;

• воздержанность;

• простоту;

• образованность;

• здравый смысл.

К отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит:

• фанатизм;

• невежество;

• насилие;

• лицемерие;

• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические основы" прогресса того времени).

3. Гуго Гроций (1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии.

Основными проблемами его философских исследований были:

• гносеология (познание);

• государство и право;

• проблемы войны и мира;

• международные отношения.

Гроций стал одним из основоположников теории естественного права, в которой можно выделить следующие основные идеи:

• право не дано Богом;

• право изначально заложено в человеке;

• все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;

• естественное право — это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;

• писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках — законах и т. д.;

• официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.

4. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

• проблема субстанции;

• теория познания;

• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.

5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

• природа и Бог — едины;

• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

• Бог внутри Природы;

• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;

• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;

• внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

• существует;

• самостоятельна и независима от кого-либо;

• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

• бесконечна в пространстве и времени;

• вечна (несотворима и неуничтожима);

• неподвижна.

Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции").

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени

6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:

"познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;

• познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

• чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

7. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

детерминизма (обусловленности всего в природе);

• соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

• свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);

• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

• свобода — это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

• максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;

• освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV