Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы
Рифмы П

ПАНТОРИФМА  – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий), "Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
                                  (В. Брюсов)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

                         (А. С. Пушкин)
 

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
                                    (А. С. Пушкин)

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.

Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело...

Улица - лица у
Догов годов
Резче - через
Железных коней...
                  (В. Маяковский)

– разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорьераспутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье….

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
             (П. Герман)

Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними. Словарная классификация.

ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, корокоровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому... 

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
          (С. Панкратов)
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
                              (Белла Ахмадулина)

ражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
                         (Р. Рождественский)

Как наешься ты своей полбы,
Соберика с чертей оброк мне полный.
                                           (А. С. Пушкин)

Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
                                  (М. Светлов)

Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.

Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату стера
не утешыти детяти без матери...
 ("Повесть о Горе-злочастии", 17 век)

ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам:   набело - наголо, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
«вы» ("выкающая рифма").
Вы
емкавыдумкавыбелкавыставкавывозка…  Выбить – вылить – выжить – выпить... Вывыскачу- выклянчу... 

Что-то вылепится

Что-то вытешется
Из камня.
Что-то вы
Из сердца...
             (Д. С. Самойлов)

Да, их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
выкройке.
Да - это они - они обо мне.
    (В. Маяковский)

Среди префиксальных псевдорифм встречаются и созвучия высокой степени точности:

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА  - обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным - все остальные.

ПРИЁМНАЯ РИФМА – рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т. о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь   – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…


Между цветов, стоит под миртом он,
Вокуруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясьльёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах

И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
                                               (А. С. Пушкин)

ПСЕВДОРИФМА – неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают. Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.

Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница истница, дикторский  – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...

Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)…

елени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
                                                 (В. Брюсов)
убный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
                                  (Г. Р. Державин)

«псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко Это и есть псевдорифмы.

Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтовв 17 века, когда рифмовая техника ещё не сформировалась.

Токмо слышим о твоей остроумной разумности
удрости...

                                            (Савватий)

ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.

Предвижу ваше возраженье;

Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
енье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
                                        (А. С. Пушкин)

– рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.

Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитаедование – проповедование…

Холод, тело тайно сковывывающий,
овывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притр...
                                       (В. Брюсов)