ПАНТОРИФМА – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий), "Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А. С. Пушкин)
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
(А. С. Пушкин)
ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело...
Улица - лица у
Догов годов
Резче - через
Железных коней...
(В. Маяковский)
– разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорье, распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье….
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
(П. Герман)
Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними. Словарная классификация.
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, корокоровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...
Небо стало очень Синим. С длинным криком Проплывала осень Журавлиным клином. Целовались губы С белым караваем. Пролетели гуси Серым караваном. (С. Панкратов) |
Вот девочки - им хочется любви. Вот мальчики - им хочется в походы. В апреле изменения погоды объединяют всех людей с людьми. (Белла Ахмадулина) |
ражданства |
Как наешься ты своей полбы, |
Молодёжь! Ты моё начальство - Уважаю тебя и боюсь. Продолжаю с тобой встречаться, Опасаюсь, что разлучусь. (М. Светлов) |
Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.
Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату стера
не утешыти детяти без матери...
("Повесть о Горе-злочастии", 17 век)
ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам: набело - наголо, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
«вы» ("выкающая рифма").
Выемка – выдумка – выбелка – выставка – вывозка… Выбить – вылить – выжить – выпить... Вывыскачу- выклянчу...
Что-то вылепится Что-то вытешется Из камня. Что-то вы Из сердца... (Д. С. Самойлов) |
Да, их голоса. Знакомые выкрики. |
Среди префиксальных псевдорифм встречаются и созвучия высокой степени точности:
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным - все остальные.
ПРИЁМНАЯ РИФМА – рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т. о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь … – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокуруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясьльёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
(А. С. Пушкин)
ПСЕВДОРИФМА – неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают. Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница истница, дикторский – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)…
елени, А любовь твоя без радости, Твоя радость безо времени, Немочь с голодом при старости. (В. Брюсов) |
убный, Пронзает нощь и тишину; Очаровательный огнь чудный Малюет на стене луну. (Г. Р. Державин) |
«псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко… Это и есть псевдорифмы.
Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтовв 17 века, когда рифмовая техника ещё не сформировалась.
Токмо слышим о твоей остроумной разумности
удрости...
(Савватий)
ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.
Предвижу ваше возраженье;
Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
енье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
(А. С. Пушкин)
– рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитаедование – проповедование…
Холод, тело тайно сковывывающий,
овывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притр...
(В. Брюсов)