Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы
Рифмы Т-У-Ч-Х-Ш-Э

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - эпифора; слово рифмуется само с собой.

И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.

  (А. С. Пушкин) 

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
            (А. С. Пушкин)
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
                               (Лев Озеров)
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
              (Агния Барто) 

при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.

З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век)

Сродни тавтологическим рифмам существуют и т. н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои...

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А. С. Пушкин)

ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь,
Панкратий-косматый, мир ырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
       (А. С. Пушкин)
Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэтэ.
                    (В. Маяковский)

Может думает обо мне
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

  (С. Есенин)

Бренчит частушка, как медаль,

Чего б ты от неё не ждал
Она тебя обманет!…

  (Роберт Рождественский)

ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…

Вплоть до конца 20 века под точной рифмой подразумевались любые созвучные на слух рифмующиеся слова. «Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский, "Рифма, её история и теория", 1923 г.)

ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…

О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,

( И. Северянин)

ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных строфах.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг

И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг

(Ф. И. Тютчев)

На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).

УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.

Унылый - мило, топольЕвропа, омут- другому, стильныйобильно, кречетвече, дальний - спальня

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
( М. Ю. Лермонтов)

Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.

УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто употребляемая связка не совсем сходных по звучанию слов.
Жизнь
= держись, вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…, любви = твои, свои, соловьи…, люблю = пою, мою, твою

 Уноси моё сердце в звенящую даль,
        Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
         Кротко светит улыбка любви.
                                        (А. А. Фет)

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
          (К. Симонов)

ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т. о., под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.

Лесом чистым и дремучим,
По тропинкам и по мхам,
Ехал всадник, пробираясь
К светлым невским берегам.
                       (А. Н. Майков)

Воды
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
        (А. С. Пушкин)

ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА - рифма из четырёх слов в строфе.

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А. С. Пушкин)

- рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.

Суужинами, божеественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторго

Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая у
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели)

ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.

– супергипердактилическая рифма.

Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - я

- разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –
Шиш!
(В. Маяковский)