ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова с ударением на предпоследнем слоге.
Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального, делать – челядь, сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - крова…
Термины "женская рифма" и "мужская рифма" перешли в европейское (в т. ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как слова мужского рода, соответственно, такого окончания не имели. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только женские рифмы.
Он, поравнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. (А. С. Пушкин) |
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М. В. Лермонтов) |
Практически до середины 18 века русская силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского, "постановивших" использовать в русских стихах женские и мужские рифмы попеременно. В европейской литературе исключительно женскими рифмами оперирует только польская и итальянская поэзия - в силу специфических просодических свойств своих языков (ударения слов на предпоследнем слоге).
ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА – своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог (часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей.
Рифма!
В чём же сила твоя и твоей красо-
ты
укрощаешь незримыми нитями с-
тих
бой!
Снова разум и чувства оспорят твою право-
ту,
что быть может надолго осядет в горячих сердц-
ах!
Может ты знаешь тайну её, о Пегас?..
ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук.
Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот, уснул – гул…
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА – вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов, но с различной послеударной согласной: вечер – ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…
ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое созвучие слов, не оформленных между собой ни родственными, ни дружественными отношениями. Инородные рифмы состоят из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Сло– слом, корь – моль, иду – зову, вода – луна… То же, что и ассонанс. Словарная классификация.
ЙОТИРОВАННАЯ РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых (надстроечных) рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j - йот). Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше...
Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи… ( М. Ю. Лермонтов) |
Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но - сквозь новый облик человечий ой. (Н. Асеев) |
Прошла гроза. Дымился лес, Густой, просмоленный и едкий, И дым, приподымая ветки, Как бы тянул их до небес. (Лев Озеров) |
КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими. Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...
В год за три щёлки тебе по лбу Есть же мне давай варёную полбу. (А. С. Пушкин) |
Он скажет слово «за» |
КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА.
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!
(А. П. Майков)
КОНЕЧНАЯ РИФМА - самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.
Чудная картина
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
(А. А. Фет)
КОНСОНАНСНАЯ РИФМА – рифма с совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных. Консонансные рифмы следует рассматривать как диссонансные.
КОНФЛИКТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами.
Милый - унылых, видом - идол, летом – одетых, виновный - полковник, рупор - трупам...
Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие. Мягкие конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы.
синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан…
Ка верый волк, щетиной весь покрытый, Как добрый конь с подкованным копытом... (А. С. Пушкин) |
В буднях великих строек, |
Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие на один слог больше, что и усугубляет диссонанс: городу – вороны, старыми – парусу, видели – выдано, штопоры - пробыли…
КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плав– лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
(А. С. Пушкин)
МОНОРИФМА (монорим) встречаются редко; чаще всего на монорифмах строятся отдельные строфы.
Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь. |
Мы шли ломая бурелом, Порою падая челом, Но долго будет слышен гром И гул, в котором мы живём. |
МУЖСКАЯ РИФМА - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень...
Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское (в т. ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например: муха (ж. р.) - mouche , слон (м. р.) Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т. о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только мужские рифмы.
О милых спутниках, которые наш свет |
Сижу за решёткой в темнице сырой. |
МУЛЬТИРИФМА – центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Роок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, де– тень…
Согласная может быть удвоенной: грамм – там, анте– сирена, тонна – икона, сын - финн…
Согласным звуком может быть звук «j» (йот): рой (роj), стая (стаие (большиjе), лай (лаj)…
Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении.
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.) = вполсилы (нареч.) ≈ мыл≈ или (союз).
В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам.
Примеры «немультирифм» (слов, в которых количество послеударных согласных больше одного): арка, веубль, чистый, жалоба, полюс, читаозг, облачно, петиция(ц и j)…
Более подробно о мультирифмах, см. Лаборатория § 4.