Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы
Рифмы Ж-З-И-К-М

ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова с ударением на предпоследнем слоге.

Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального, делать – челядь, сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - крова

Термины "женская рифма" и "мужская рифма" перешли в европейское (в т. ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как слова мужского рода, соответственно, такого окончания не имели. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только женские рифмы.

Он, поравнявшись, поглядел, 
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
                    (А. С. Пушкин)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
                                  (М. В. Лермонтов)

Практически до середины 18 века русская силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского, "постановивших" использовать в русских стихах женские и мужские рифмы попеременно. В европейской литературе исключительно женскими рифмами оперирует только польская и итальянская поэзия - в силу специфических просодических свойств своих языков (ударения слов на предпоследнем слоге).

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА – своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог (часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей. 

Рифма!
В чём же сила твоя и твоей красо-
ты
      укрощаешь незримыми нитями с-
тих
      
бой!
Снова разум и чувства оспорят твою право-
ту,
     что быть может надолго осядет в горячих сердц-
ах!
     Может ты знаешь тайну её, о Пегас?..

ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук.

Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот, уснул – гул…

ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА – вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов, но с различной послеударной согласной:   вечер – ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…

ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое созвучие слов, не оформленных между собой ни родственными, ни дружественными отношениями. Инородные рифмы состоят из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Сло– слом, корь – моль, иду – зову, вода – луна То же, что и ассонанс. Словарная классификация.

ЙОТИРОВАННАЯ РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых (надстроечных) рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j - йот). Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше...

Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные. 

 Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
 Французы двинулись, как тучи
               ( М. Ю. Лермонтов)
Мы растём, развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но - сквозь новый облик человечий
ой.
                        (Н. Асеев)
Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкий,
И дым, приподымая ветки,
Как бы тянул их до небес.
                     (Лев Озеров)

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА  - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими. Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай... 

В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
                                            (А. С. Пушкин)

Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
      (Эмиль Кроткий)

КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА.

 
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!
                             (А. П. Майков)

КОНЕЧНАЯ РИФМА - самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.

Чудная картина
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
                           (А. А. Фет)

КОНСОНАНСНАЯ РИФМА – рифма с совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных. Консонансные рифмы следует рассматривать как диссонансные. 

КОНФЛИКТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами.
Милый - унылых
видом - идол, летомодетых, виновный - полковник, рупор - трупам...

Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие. Мягкие конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы.

синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан… 

Ка верый волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
                              (А. С. Пушкин)

В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
                       (Д’ Актиль)

Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие на один слог больше, что и усугубляет диссонанс: городу вороны, старыми – парусу, видели – выдано, штопоры - пробыли…

КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плав– лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…

Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.

Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
                      (А. С. Пушкин)

МОНОРИФМА (монорим) встречаются редко; чаще всего на монорифмах строятся отдельные строфы.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
                                   
Мы шли ломая бурелом,
Порою падая челом,
Но долго будет слышен гром
И гул, в котором мы живём.
                                   

МУЖСКАЯ РИФМА - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.

Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень...

Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское (в т. ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например: муха (ж. р.) - mouche , слон (м. р.) Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т. о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только мужские рифмы.

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
ет;
Но с благодарностию: были.
                       (В. А. Жуковский)

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
ом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
                       (А. С. Пушкин)

МУЛЬТИРИФМА – центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Роок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, де– тень…

Согласная может быть удвоенной: грамм – там, анте– сирена, тонна – икона, сын - финн…

Согласным звуком может быть звук «j» (йот): рой (роj), стая (стаие (большиjе), лай (лаj)…

Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении.

Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.) = вполсилы (нареч.) ≈ мыл или (союз).

В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам.

Примеры «немультирифм» (слов, в которых количество послеударных согласных больше одного): арка, веубль, чистый, жалоба, полюс, читаозг, облачно, петиция(ц и j)…

Более подробно о мультирифмах, см. Лаборатория § 4.