Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах
А

АБЕЦЕДАРИЙ - стихотворение, в котором первые буквы всех слов или строк образуют алфавит. В русской поэзии абецедарии встречаются крайне редко.

АВТОНИМ  (греч. аutos - сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие; стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены. Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н. э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в поэзии средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения - каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения. Первым аналогом славянского акростиха была т. н. Азбучная молитва (авторство приписывается Константину Преславскому), по форме напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита (т. н. абецедарий). Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было виртуозно составлять изящные стихотворения. В начале XX века акростихи становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто - друг другу) акростихи-посвящения; известны акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются редко; каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам, - своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…
    (Н. Гумилёв)

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
   (Гавриил Державин)
Пишу о чем-то вдохновенно,

Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!   (А. Бердников)

Существуют также разновидности акростиха: телестих – акростих из последних букв строк, месостих – акростих из средних букв, акроцентон - стих, собранный из строк известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк какое-либо слово или фразу, обратный акростих - зашифрованное слово читается снизу вверх. См. также акроконструкции

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - см. Ударник

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм и пр. В русскую поэзию введён В. Тредиаковским. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на вторую половину 18 - первую половину 19 века.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взне сенный в важный сан пронырствами злодей!
              (К. Ф. Рылеев)

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4 логаэдов.

АЛЛЕГОРИЯ от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.

"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
                                (К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Геро-страта»,«Слон и Моська»).

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще - двустишие) начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…

(В. Маяковский) 

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция) начиналось с новой строки и буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.), в русскую поэзию перешло в 18 веке и неукоснительно соблюдалось особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
ёт!..
                                             (Г. Р. Державин)

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - расширение) - стилистический приём; нагнетание однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т. п. Применяется в литературе и ораторском искусстве для придачи тексту (речи) экспрессивно-эмоциональной окраски.

АМФИБОЛИЯ (греч. amfibolia - неясность) - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах А - Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах А».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дреаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.

(М. Ю. Лермонтов)

АНАГРАММА - слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета,

"Карпов - мастер, каспаров - метр" (С. Гайдаров), "Меланхолия - не хамло ли я?" (Д. Авалиани). В русской поэзии анаграммы можно встретить в эпизодических вкраплениях. Полностью стихотворных анаграмм крайне мало.

Что нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
                                                       (В. Брюсов)

АНАКОЛУФ - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер" (А. С. Грибоедов), "".

АНАКРЕОНТИКА (анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия, воспевающая земные радости и чувственные наслаждения. Названа в честь основателя жанра, древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н. э.), имевшего множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали многие русские поэты 18-19 веков, в т. ч. и Пушкин.

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание, предварение) - безударные слоги в начале стиха перед первым ударным слогом (иктом). В правильно сложенных в метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема.

Зима!... Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь...

(А. С. Пушкин)

Нулевая анакруза (т. е. её отсутствие) имеет место в том случае, когда стих начинается сразу с сильной доли ("Буря мглою небо кроет..." А. С. Пушкин).

Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное ударение ("Швед, русский колет, рубит, режет..."  А. С. Пушкин).

"анакруза" был введён в научный оборот в конце 19 века.

Если анакруза - это безударные слоги перед первым ударением в стихе, то эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего ударения.

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т. е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах АОнуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах А - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

(А. Блок) 

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).

Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.

И
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
                                         (А. Толстой)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
             (М. В. Лермонтов)

Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...
                                                (А. С. Пушкин)

Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...

Мне поёт о южных ночах.
                                                  (А. Блок)
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
           (Н. А. Некрасов)

Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
                                     (А. С. Пушкин)
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
ласкал и забыл.
                                           (Анна Ахматова)

Строфическая анафора основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?
                                      (Е. Баратынский)
 

Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

АННОТАЦИЯ (лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения.

АНТИТЕЗА речи.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.

(А. С. Пушкин) 

АНТИФРАЗ (антифразис) – стилистическая фигура; употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

... Вот первый.

Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!

Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...

(В. Онуфриев)

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – см. Метрическое стихосложение.

АПОКОПА (греч. apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
                                    (А. С. Пушкин)

АПОЛО – короткая иносказательная басня с изображением животных или растений и нравоучительным подтекстом. Сродни басне, но меньше по размерам. В форме аполога написаны "Нравоучительные четверостишия" А. С. Пушкина в соавторстве с А. Вульф.

Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.

(А. С. Пушкин) 

АПОФЕГМА – краткое нравоучительное и остроумное изречение ("Красота спасёт мир", Ф. Достоевский).

Апофегматы – старинные сборники апофегм.

АПОСТРОФА - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.

(С. Есенин) 

АРИТМИЯ

АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов с белыми в рамках одного поэтического произведения.

АРХАИЗМ (от греч. archaios - древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…

(А. С. Пушкин) 

АСИНДЕТОН -

АССОНАНС  (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) – созвучие ударных гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных (ведро о, весь – месть, красивый - неугасимый, ска– палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве. Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.

у, а барина в гробу. 
Людская молва, что морская волна.

Твоих лучей небесной силою
а.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори моя звезда!

(слова народные)

Ассонансом также обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных ударных гласных звуков.

а без конца и без краю -
Без конца аю мечта!

(А. Блок) 

Употребление в стихах слов исключительно с одной гласной можно занести в разряд экспериментальных стихов, как например, стихотворение "Трюк с «Ю».


Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.

Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
         Б. Гринберг

АСТРОФИЗМ поэтических произведениях и пр.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,

И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

(К. Чуковский) 

- изречение, выражающее в лаконичной форме обобщённую и законченную мысль. Афоризмам свойственна оригинальность, выразительность и неожиданность. «Если хочешь быть счастливым, будь им!», Козьма Прутков. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов. Афоризмы могут быть и в стихах:

Не продаётся вдохновенье,

(А. С. Пушкин)