Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах
М-Н

МАГИСТРАЛ (лат. magistralis - руководящий) - заключительный стих в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение-комплимент (в основном – женщине). Жанр салонной поэзии 18 - нач. 19 века.

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;
Я соглашусь, любовию дыша:
Твоё прекраснейшее тело
Не что иное, как душа!
                                              (М. Ю. Лермонтов)

МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной.

МЕЛОДРАМА (греч. melos – песня и drama – действие) – эмоциональная драма с острой интригой и резким конфликтом добра и зла.

МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, СТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
                                    (Карион Истомин)

МЕСНЕВИ (араб. маснави — сдвоенное) - жанровая форма поэзии Востока; поэма философского или романтического характера. Состоит из попарно рифмующихся бейтов (двустиший) по типу AA BB CC DD.

Прославляя любовь, мы испили вина,
Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет
Пьем из кубка Луны заструившийся свет.

И дрожащий огонь разведя синевой,
Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой.

О вино, что древнее, чем сам виноград!
Нас зовет его блеск, нас манит аромат!
                                               (Ибн Аль-Фарид)

МЕТАГРАММА – замена или прибавление букв в словах для получения игрового или комического эффекта.

Кобра я
Добрая.
      (С. Федин)

(греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, байкодром Космодур, в траве кузнел сидечик…).

МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - троп; скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
                                                   (А. Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал"- имеется в виду вино в бокале; "читать Пушкина" - подразумевается его стихи, "выпить рюмку" - т. е. её содержимое и т. п.).

Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит...

(А. С. Пушкин)

МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

– раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) (греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

МИФ (греч. mythos - предание, сказание) - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека, о происхождении небесных тел, мифы о животных. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

МОНОЛОГ (от моно (один)... и греч. logos — речь) - развернутое высказывание одного лица, обращённая к слушателям или к себе. Преобладает в лирике и драматическом жанре.

МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
                                                     (Омар Хайям)

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,

Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.

Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,

                                                      (И. А. Крылов)
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,

                                              (М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся
с печи ноги свеся,

а на печи грейся.
        (русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,

и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився...
                                              ("Задонщина", 14 век)

- см. Одностишие.

МОРА - отрезок времени, необходимый для произнесения краткого слога в античном (метрическом) стихосложении.

МОТИВ (франц. motif, лат. moveo - двигаю) - мельчайшая единица действия в повествовательном тексте; устойчивая тема, проблема или идея, проходящая через художественное произведение, творчество художника или через целое литературное направление(мотив «одиночества», мотив «неразделённой любви» и т. п.).

МУЗА вдохновение, творчество.

НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ  - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида:

- речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих, с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик.

- песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом.

НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки, причитания и пр.).


Полети на небо,

Чёрного и белого,
Только не горелого.

- новое слово или выражение, созданное для обозначения новых предметов или понятий (сайт, пейджер, бонус...). К неологизмам относятся и заимствования.

НОВЕЛЛА (итал. novella – новость) – лишённый описательности прозаический рассказ со строгим, необыденным сюжетом и ясной композицией.