Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах
П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М. Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут", «А роза упала на лапу Азора», А. Фет). Русское название палиндрома – перевертень. Стихи из палиндромов - палиндромоны - относятся к экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.).

ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение на злободневную тему, написанное с целью социально-политического обличения. Памфлет тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В. В. Маяковский).

ПАНЕГИРИК (греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) – хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т. д. Сродни оде.

ПАНТОРИМ  – стих , в котором все слова рифмуются между собой. "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий).

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.

(В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т. д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

плещут.
В синем небе звезды блещут.

(А. С. Пушкин)  

Мчаться тучи, вьются тучи...

(М. Ю. Лермонтов)

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.

ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то; высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии встречаются в 18 в. у А. Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В. Жуковский, И. Крылов, Д. Минаев, В. Курочкин, А. Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).

ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия – стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…).

Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПАСКВИЛЬ – сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.

ПАСТОРАЛЬ (лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.

ПАУЗА (греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.

ПЕГАС - в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»).

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А. В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,

(А. В. Кольцов)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- È ÈÈ), 2-й( È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея. 

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
                                                 (К. Д. Бальмонт)
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА  - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

(А. Ахматова)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

(А. С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЕСНЯ - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

(А. С. Пушкин)

ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.

ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.

ПОВЕСТЬ – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.

ПОГОВОРКА  - устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)

ПОЛИМЕТРИЯ  «Двенадцать» А. А. Блока).

ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А. С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).

ПОЭЗИЯ - стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую, героическую или лирическую тему. В древности и средние века - монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил - не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.

ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.

ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.

ПРОСОДИЯ

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы( «захочем» вместо «», «ляжь» вместо «ляг» и т. п. ).

ПСЕВДОНИМ – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).

ПЯТИСЛОЖНИК - см. Пентон.

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.


О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.