Постмодернизм - культурный итог неоконсерватизма: выводы Хабермаса

Введение

Согласно философу и социологу Юргену Хабермасу, постмодернизм — символ постиндустриальных обществ, культурный итог неоконсерватизма. Он сигнализирует о конце идеологической борьбы, наступлении эпохи конформизма, эстетического эклектизма. Искусство в этих условиях отдаляется от жизни, возвращаясь к статусу неприкасаемости, полной автономии.

Феминистский* вариант постмодернизма.

Заметно окрашивают постмодернистскую теорию и практику феминистские идеи, модернизированные в духе постструктурализма. Деконструкция оппозиции "мужское—женское" (в которой "мужское" занимает привилегированное положение), критика фаллогоцентризма (при которой фаллос воспринимается как культурный символ власти), разрушение культурных норм и иерархий, предполагающих дискриминацию по признаку пола (в свете чего вся европейская культура рассматривается как "мужская" — пронизанная "мужской идеологией"), идея перехода "от молярного двуполого деления индивида к молекулярному, когда число полов будет равно числу людей и устранятся все ссылки на анатомические признаки полов" [204, с. 388], — все это приводит к возникновению так называемого интеллектуального феминизма.

Представители интеллектуального феминизма — Ю. Кристева, Л. Иригари, Ж. Роз, Э. Сиксу и др. — вовсе не стремятся просто-напросто перевернуть оппозицию "мужское—женское" и утвердить новую иерархию отношений, теперь уже в пользу "женского" компонента. В теории "женского письма" речь идет об уравнивании положения "мужского" и "женского" членов оппозиции, своеобразной "бисексуальности" и "полисексуальности".

"Согласно Иригари, женщины должны обнаружить специфический язык "выговаривания" и "прописывания" собственных желаний, аксиологически отличных от фаллического мышления. Женский язык смещает стерильность фаллогоцентрической категоризации: эротизм женщины множествен, так же как эрогенные зоны женщины разбросаны по всем неидентифицируемым точкам женского тела" [204, с. 388].

В этом смысле вся постмодернистская культура — "женская": она уходит от жестких оппозиций, несет в себе смысловую множественность, поливалентность, принцип "удовольствия" предпочитает принципу "производства".

Интеллектуальный феминизм "постепенно превращается в новую теорию альтернативного общественного развития, стремящегося к устранению насилия как ведущего компонента маскулинистского мировоззрения, к спасению мира от репрессивной культуры. В таком понимании развитие Ф<еминизма> требует радикального интеллектуального усилия, революции сознания" [207, с. 548].

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV