Организационные схемы избирательной кампании

ЧАСТЬ II. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ДЕЙСТВИИ

Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Наилучший способ распределения ответственности работников штаба избирательной кампании — это составление организационной схемы. Она предусматривает ключевые должности, необходимые для реализации общего плана кампании. Организационная схема, определяющая обязанности и ответственность руководящего персонала штаба, нужна даже при проведении местных выборов.

Далее приведены три различных типа схем, которыми можно воспользоваться при планировании организационного построения избирательных кампаний. (См.: схемы).

Базовая организационная схема . Она чаще всего используется для проведения небольших по масштабам избирательных кампаний (местных выборов), где их организация ориентируется на кандидата Единственным оплачиваемым работником тут является руководитель (менеджер), задача которого — практически, во всех деталях реализовать избирательную кампанию. В данном случае на руководителя избирательной кампании дополнительно возлагается ответственность за установление связей с общественностью (исполнение обязанностей пресс-секретаря).

Кроме того, кандидат тут пользуется помощью руководящего («кухонного») комитета, в состав которого входят: менеджер кампании, председатель комитета поддержки, казначей, финансовый директор, руководитель группы добровольцев и юрисконсульт.

Во время такой кампании приглашается консультант, непосредственно работающий с ее руководителем (менеджером) и кандидатом.

Ответственный за график кампании одновременно исполняет обязанности руководителя штаба. Как правило, в штат входит также ответственный за выполнение специальных программ.

Средняя организационная схема . Эта схема более сложная, поскольку тут кандидат полагается на руководящий комитет и менеджера при проведении избирательной кампании и на ее исполнительный комитет в случае необходимости получить консультацию. Сам кандидат более отдален от непосредственного руководства ежедневной работой.

Базовая организационная схема

Организационные схемы избирательной кампании

Средняя организационная схема

Организационные схемы избирательной кампании

Развернутая организационная схема

Организационные схемы избирательной кампании

По этой схеме руководитель (менеджер) кампании непосредственно сотрудничает с руководящим («кухонным») комитетом, в состав которого входят он сам, ответственный за график, финансовый директор, ответственный за связи с общественностью (исследовательскую работу) и руководитель группы добровольцев. В состав исполнительного комитета входят менеджер, председатель комитета поддержки, его заместитель, казначей, юрисконсульт и секретарь.

Руководитель (менеджер) кампании руководит работой ответственных за график, работу добровольцев и за связи с общественностью (исследовательскую работу). Ответственный за выполнение графика наблюдает за работой руководителя штаба Финансовый директор подотчетен руководящему комитету.

Консультант кампании работает вместе с кандидатом, руководящим комитетом и финансовым директором.

Развернутая организационная схема. Эта организационная схема применяется при проведении крупных по масштабам избирательных кампаний, руководство которыми осуществляется менеджером. Кандидат тут еще более отдален от непосредственного руководства текущими делами и целиком полагается на менеджера в управлении избирательной кампанией. Помимо менеджера, оплачивается еще и труд руководителя по вопросам средств массовой информации, также работающего на постоянной основе.

Руководящий комитет действует под председательством менеджера кампании. В состав этого комитета входят председатель комитета поддержки, его заместитель, финансовый директор, казначей, ответственный за соблюдение графика кампании, руководитель группы добровольцев и директор по вопросам средств массовой информации. Казначей, юрисконсульт, финансовый директор выступают советниками менеджера кампании. Консультант по преимуществу имеет дело с менеджером кампании, но может давать советы и кандидату.

Подчиненный руководящему комитету, менеджер имеет в своем распоряжении полный штат работников в составе ответственного за график, руководителя группы добровольцев, директора по вопросам СМИ, ответственного за работу с коалициями (группами избирателей с особыми интересами) и руководителя штаба. Существует еще один уровень структуры, состоящий исключительно из добровольцев, который подотчетен этим постоянным штатным работникам.

Добровольцы

Несмотря на высочайший уровень развития техники, в современной политике все же она не может заменить добровольцев. Без их помощи вряд ли какая-нибудь избирательная кампания окажется успешной. Ведь существует множество дел, задач, которые нужно решать, причем быстро.

Добровольцы — это энтузиасты. Они выполняют ту работу, на которую не хватает ни времени, ни сил, ни средств. Кроме того, это доступный ресурс талантов, что имеет большое значение для избирательной кампании. Поэтому крайне важно эффективно использовать силы добровольцев.

Прежде всего стоит разобраться, почему люди вообще соглашаются работать бескорыстно. Для новичков в политике, безусловно, поразительно то, что кто-то отдает свое время, способности и энергию участию в избирательной кампании. Однако люди работают добровольно по целому ряду причин. Вот некоторые из них:

• они преданы конкретному кандидату или партии, которую он представляет, чего вполне достаточно, чтобы помогать избирательной кампании добровольно;

• людей волнует какая-то проблема, нашедшая отражение в программе кандидата;

• они хотят быть причастными к избирательной кампании или к политике конкретной партии. У них есть стремление попробовать нечто новое, испытать собственные силы. Если им нравится и по силам активная жизненная позиция, они попытаются реализовать

• ее через партию, определенную должность в избирательной кампании (иногда оплачиваемую) или же пробуя собственные силы в качестве кандидата на будущих выборах;

• возможно, люди чувствуют себя одинокими и хотят сделать что-нибудь полезное в свое свободное время.

Существуют три ключевые условия эффективного использования сил добровольцев. Первое — их нужно умело привлекать к полезному делу. Второе — необходимо постоянно работать с ними. Третье — следует сделать их стойкими сторонниками кандидата.

Как привлекать добровольцев. Чтобы претворить план кампании в жизнь, нужно овладеть специальной системой привлечения добровольцев и руководства их работой. Ключ к этой системе — умение обратиться с просьбой о помощи. Не стоит рассчитывать, что кто-то сам придет и предложит свои услуги. Это дело кандидата, его обязанность — обращаться за помощью.

Когда кандидат создает систему привлечения добровольцев, он должен поразмыслить над тем, кто будет отвечать за этот участок работы. Желательно, чтобы это был сам руководитель группы добровольцев. Он подбирает добровольцев везде, где только можно, чтобы обеспечить потребности кампании в человеческих ресурсах, и ведет записи об их деятельности. Он также обязан убедиться в том, что это хорошо подготовленные люди, и позаботиться о том, чтобы каждый из них получил соответствующее признание за проделанную работу. Руководитель добровольцев очень часто нуждается в помощи со стороны ответственных за определенные программы для того, чтобы эффективнее организовать работу добровольных помощников.

Где можно начать подбор добровольцев для избирательной кампании? Для этого существует много источников. Если кандидат проводит свою первую избирательную кампанию и у него еще нет актива добровольцев, работавших с ним в предыдущих кампаниях, то прежде всего стоит присмотреться к следующим источникам, с помощью которых их быстрее всего можно подобрать:

Списки лично знакомых кандидату людей. Следует составить список друзей, знакомых, друзей знакомых и просто коллег, с которыми кандидат вместе работал или работает сейчас. Внести сюда членов общественных организаций, к которым он принадлежит. Не забыть и своих родственников.

Списки членов партии. Нужно обратиться к руководителям местных партийных организаций, встретиться с лидерами партий и людьми, занимающими выборные должности. Попросить у них списки партийной организации, а также участников предыдущих избирательных кампаний.

Списки избирателей. Кандидат должен просмотреть списки избирателей, Есть вероятность, что он найдет там людей, которые станут его добровольными помощниками.

• Кандидату не следует полагаться исключительно на хорошо известных, уже проверенных, но, возможно, изнуренных политической работой добровольцев. Всегда есть новые люди, которые еще не набили себе шишек в политической борьбе. Они могут быть новичками в большой политике, но при этом прекрасно разбираться в делах ближайшего окружения, быть известными в своей среде и в общественных организациях.

Кандидату полезно присмотреться к людям, активно работающим в общественных организациях. Вполне возможно, что они лично помогут ему и сведут его с другими потенциальными добровольцами. Привлекая избирателей из различных общественных организаций, кандидату нужно стремиться подбирать людей, разделяющих его взгляды и имеющих цель, близкую к его собственной.

При подборе добровольцев рационально привлекать людей, принадлежащих к таким слоям населения: предприниматели, меценаты, члены профессиональных союзов, общественных формирований, потребители, ремесленники, представители образования, науки и культуры, экологи, фермеры, государственные служащие, верующие, представители спортивной общественности, женских и студенческих организаций, люди преклонного возраста, ветераны войны и труда и др.

Как заинтересовать добровольцев. Кандидат не должен приглашать поработать добровольцев так, будто он навязывает себя. Это ни в коем случае не соответствует действительности: он как кандидат просто дополнительно привлекает людей к политическому процессу. Кандидат должен доказать им, что они получили возможность содействовать развитию демократии, непосредственно работать для этого и оказаться причастными к самому важному для общества делу. Одновременно будущему работнику избирательной кампании следует продемонстрировать, какой вклад в нее он может внести. Кандидату не нужно считать, что его положения кандидата и его ведущего место в кампании достаточно, чтобы люди оставили свои дела и начали работать на него. Он должен выдержать конкуренцию с другими кандидатами и дать понять будущим добровольцам, что они жизненно необходимы именно его избирательной кампании и что он очень высоко ценит их усилия.

При этом очень важно быть конкретным. Людей легче привлечь, если нужно немедленно приступить к какой-нибудь конкретной работе и завершить ее в точно назначенный срок. В таком случае люди, как правило, хорошо понимают, чего от них хотят и когда именно. Очень часто от людей, желающих участвовать в избирательной кампании, можно услышать фразу: «Я сказал им, что хотел бы помочь, но они так и не позвонили. А когда они наконец-то позвонили, я уже пообещал принять участие в других делах, потому что думал, что они обо мне забыли».

Не нужно ждать последней минуты для того, чтобы найти добровольцев. Кандидат должен связываться с будущими добровольцами и откровенно говорить им, чего он от них ожидает и когда именно, предлагать различные варианты. Как только доброволец пообещает принять участие в работе, нужно послать ему открытку или письмо с уточнением различных деталей и благодарностью. Телефонный звонок за день или два до назначенной даты завершит привлечение добровольцев.

Руководитель группы добровольцев или кто-нибудь из команды кандидата должен иметь данные о каждом добровольце, уточнять их, завести карточки учета работы, выполняемой каждым добровольным помощником, и обновлять записи в течение всей избирательной кампании.

Как работать с добровольцами. Зачастую добровольцы, участвующие в кампаниях, оставляют свои удобные и уютные квартиры для того, чтобы ходить в какие-то незнакомые места, работать с людьми, которых они никогда раньше не знали. Поэтому задача кандидата — дать им почувствовать, что их ждут, им рады, что они нужны и их работу очень высоко ценят.

Один из методов подбора добровольцев — привлекать их, когда они заходят в штаб-квартиру кандидата или приходят на встречи. Необходимо организовывать специальные подготовительные семинары, где разъяснять добровольцам суть работы, показывать, какова ее роль в кампании в целом.

Как уже говорилось, работа добровольцев должна фиксироваться в карточке, заведенной на каждого из них. Кроме его имени, фамилии, адреса, номера телефона, должны быть указаны поручение, которое он выполняет, программа, в которой он принимает участие, и оценка его работы.

Приведем основные правила работы с добровольцами:

• им дают понять, что они действуют не изолированно, что их работа имеет большое значение для кампании в целом;

• добровольцев подробно инструктируют, поскольку не все они осмеливаются обратиться за помощью;

• им дают такие поручения, которые позволят им увидеть конечный результат своей работы;

• им создают такие рабочие условия, которые не вынуждают их оставить команду;

• в работе с добровольцами нужно быть терпеливым;

• кандидат должен лично выражать благодарность добровольцу, если тот добился успеха, особенно когда осуществлена большая программа;

• благодарить, благодарить, благодарить!

Как поддерживать связи с добровольцами. Иногда о добровольцах забывают сразу же, как только программа кампании завершена или закончены выборы. К сожалению, из-за этого можно поплатиться в следующий раз, когда понадобится их помощь. Об этом нужно постоянно помнить. Совсем незначительные усилия необходимы для того, чтобы сохранить активный резерв добровольцев, круг содействовавших талантливых людей и поддерживать их готовность работать с кандидатом.

Можно дать некоторые советы, гарантирующие возвращение добровольцев в случае развертывания очередной программы или кампании. Для этого нужно:

• вознаграждать добровольцев. Использовать специальные значки, открытки, билеты (можно бесплатные или недорогие) на различные мероприятия как поощрение для добровольцев, которые отличились;

• посылать письма или открытки с благодарностью от имени кандидата или его супруги. Для добровольца это будет означать, что его работу высоко оценили и что ему очень благодарны;

• приглашать добровольцев на вечера и встречи. Кандидат должен вдохновлять их, постоянно упоминать их и благодарить за вклад в работу, подчеркивать общественное значение их труда, и делать так, чтобы они ощущали свою принадлежность к кругу его доверенных лиц;

• информировать добровольцев о ходе кампании, запланированных мероприятиях, чтобы они чувствовали свою причастность к делу. Стремиться поддерживать с ними контакт.

Нужно помнить, что добровольцы могли бы внести вклад в другое дело. Но поскольку их привлекли к участию в избирательной кампании этого кандидата, то на него ложится ответственность как можно более эффективно использовать их способности. От кандидата зависит, придут ли они к нему опять.

Четыре вопиющие ошибки в работе с добровольцами

1. Как бы кандидат не был занят, он не должен забывать сказать добровольцу «спасибо». Нарушая это правило, он близок к тому, чтобы потерять друзей и добровольных помощников.

2. Кандидат не должен приписывать себе сделанное добровольцами. Если они выполнили работу, то заслужили благодарность.

3. Кандидат или руководитель кампании должны держать себя в руках. Если доброволец не выполнил их поручения точно, самое большее, что они могут себе позволить по отношению к нему, это сдержаться. Добровольцы не обязаны делать что-то для кампании, и они будут избегать поручений, если у них нет настроения хорошо работать. Если они что-то перепутали, это, как правило, потому, что им не дали четких инструкций или должным образом не проследили за их работой.

4. Ни в коем случае нельзя возвращать добровольцев с полпути или отправлять их по домам, если для них не нашлось работы. В ходе избирательной кампании всегда остается какое-нибудь невыполненное дело. Если даже это не так, необходимо что-нибудь придумать. Если добровольца отправили потому, что для него не нашлось работы, он больше никогда не придет снова

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV