Вторичная переработка

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕЕСЯ ЭГО И СНОВИДЕНИЯ

10. ЗНАЧЕНИЕ ЯВНОГО СОДЕРЖАНИЯ СНОВИДЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Когда мы обратим наше внимание на структуру и изложение сновидения, перед нами предстанет то, что Фрейд назвал «sekundäre Bearbeitung». В действительности этот аспект работы сновидения нередко рассматривается как второстепенная функция. Сам Фрейд высказывается по этому вопросу неопределенно — факт, заметный в английских переводах.

Первоначально (Brill, 1913) употреблялся термин «вторичное развитие»; позднее (Стрэйчи (Strachey)) его изменили на «вторичную переработку»; выражение, упрочивающее впечатление, что мы имеем дело с функцией, вступающей в дело только после завершения сновидения. Вот некоторые из утверждений Фрейда: «Только одна часть сновидения работает, причем та, что действует нерегулярным образом, обрабатывая материал частично пробудившейся, бодрствующей мыслью...» (1900: 507); и «Мы скорее должны предположить, что с самого начала [работы сновидения] требования этого второго фактора составляют условие сна, и что это условие, как и те, что диктуются конденсацией, цензурой и воспроизводимостью, действует на массу представленного в мыслях сновидения материала одновременно в управляющем и избирательном смысле» (1900: 499). Но опять же: «в целях нашей [выделено Фрейдом] интерпретации остается существенно важным правилом — не принимать во внимание мнимую последовательность сновидения в связи с сомнительностью ее происхождения» (1900: 500). Фрейд считает плавную последовательность явного содержания сновидения значимой, лишь когда «присутствующие в мыслях сновидения обусловленные желанием фантазии используются в заранее построенной форме» (1901: 667; см. 1900: 491-3). В «Новых лекциях по введению в психоанализу»1933: 21) мы находим: «вторичная переработка ... после восприятия сновидения сознанием». В «Основных принципах» устанавливается связь этой функции с еще не парализованной организацией эго, так что у меня складывается впечатление, что в конце концов «развитие» является более подходящим термином, чем «переработка».

Орлов и Бреннер (Arlow и Brenner, 1964: 133 и далее) доказывают, что в рамках структурной теории активность эго-функции как составной части работы сновидения не должна представлять никакой проблемы. Лайнки (Lincke, I960) и Ловенштейн (Loewenstein, 196l) подчеркивают возможность интерпретации фасада.

Однако далее самые последние исследования сновидений (Dement и Wolpert, 1958) с регистрацией движений глаз и вегетативных реакций показали, что мы, вероятнее всего, наблюдаем сны в форме длительных историй, уже имеющих свою структуру. Таким образом, можно предположить, что вторичная переработка представляет собой фактор, формирующий сновидение с самого начала.

Мне кажется, что в свете современных теоретических разработок можно утверждать, что статус этого фактора никак не меньше, чем у других компонентов работы сновидения. Таким образом, мы оказываемся перед любопытной ситуацией: пробуем найти аспект сновидения, о сущности которого можно судить, основываясь на здравом смысле, поскольку его механизм идентичен бодрствующему мышлению. (Фрейд, 1900: 499: «очень вероятно ... следует отождествлять с активностью нашего бодрствующего мышления».)

Однако Орлов и Бреннер склонны принимать мысль «это всего лишь сновидение» только за чистую монету и считают ее исключением (Arlow и Brenner, 1964: 136, 139 пр.10). Я не вижу причин поддерживать это ограничение.

В настоящем обсуждении я не буду затрагивать другой проблематичный аспект сновидения, а именно: его оберегающую сон функцию — как бы тесно она ни была бы связана с характером манифестного сновидения. Более загадочным и важным является тот факт, что тенденции, активно вытесняемые, часто проявляются в сновидении открыто и с явным чувственным компонентом. Еще в 1900 г. Фрейд пишет, что «многим мужчинам снится половая связь с матерью». Я согласен с тем, что инцестуозные сновидения не настолько редки, чтобы считать их исключительными, но убедительного объяснения этим, явно выходящим за рамки психоаналитических взглядов на сновидение явлений, ему найти не удалось (см. Фрейд, 1925а: 132; Frosch, 1967; Stewart, 1967). Время от времени создается впечатление, что сновидец подобным образом ограждает себя от более острой и насущной опасности (см. Фрейд, 1905).

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV