Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatabe cartoon
Беспроцентные кредиты

Заключение

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕЕСЯ ЭГО И СНОВИДЕНИЯ

12. СНОВИДЕНИЕ И ОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭГО

Меня заинтересовал вопрос: почему пациенты настаивают на изложении сновидений, когда другие аспекты тонко анализируемого трансфера обеспечивают и без того прекрасное поле для игры и борьбы как фантазии, так и сопротивления. Я предположила, что существуют особые черты изложения сновидения, дающие эго большие преимущества в его задаче распознать способ примирения двух сторон, присущих любому спору в бессознательном. С одной стороны, мы можем охарактеризовать их как благоприятные аспекты диссоциации, в которой можно иметь две цели по цене одной: тайну, одновременно хранимую и открываемую; текущее действие, защищенное прошлым временем; зрительный образ, недоступный другим благодаря кажущемуся разрыву между видением и изложением; невыносимую правду, одновременно излагаемую и отрицаемую посредством временного помещения ее в контекст отражающей нереальные события мысленной формы, не принимаемой слишком серьезно. Однако, с другой стороны, для каждого расщепленного аспекта можно найти интегрирующую функцию — в результате отказа от полного набора измерений конфликтного состояния появляется новое дифференцированное целое. Нигде не видим мы этого более ясно, чем в использовании символов в тексте сновидения, и в моем расширенном варианте этого аргумента, в самом использовании изложения сна как средства связи между внутренним объектом, «я» и другим; в выражении конфликта между признанными и отрицаемыми намерениями; и наконец, в обнаружении не только того, что человек хочет в своей жизни, но также и способностей организующей функции сновидца в данное время.

Примечания

1 Я намеренно обращаю здесь внимание на вклад теории обучения в том, что касается признания процесса этого изменения. Слишком часто авторы, затрагивающие психологию эго, пытаются взвалить на психоанализ непосильную ношу. Эти неуместные требования отвлекают силы и внимание от задач, которые призван решать психоаналитический метод, а именно: обнаруживать динамически скрытое содержание прошлых раздражителей и реакций (включая побуждающие раздражители и раздражители, продуцируемые реакцией), психологическое присутствие которых несвоевременно и зачастую трагически вторгается в жизненное пространство индивидуума. Теория обучения может точно определить законы обобщения у разных видов; однако она не дает метода обнаружения ретроспективно значимого содержания. Здесь психоанализ занимает подобающее ему место.

2 В отношении недавних переоценок этих тем, вместе со ссылками на более раннюю, имеющую отношению к этому вопросу литературу, смотрите работы Блюма (Blum, 1976), Кана (Khan, 1976), Плата Мьюка (Plata-Mujica, 1976), Хартмана (Hartmann, 1976), Куртиса и Шаца (Curtis и Sachs, 1976), представленные на симпозиуме «Изменения использования сновидений в психоаналитической практике» на 29-м Международном Психоаналитическом Конгрессе в Лондоне в июле 1975 г.

3 Фрейд (1916: 85): «все, что сновидец рассказывает нам, должно считаться его сновидением».

4 Со времен Витгенштейна мы узнали, что существует высокая вероятность того, что, если кто-то рассказывает сновидение, то в период, предшествующий сну, у него должны наблюдаться физиологические показатели (если бы кто-то их регистрировал) D-состояния. Но свидетельства высокой корреляции, или даже полной функциональной эквивалентности, если она будет когда-нибудь установлена, между психологическим действием и физиологической функцией не дают нам основания отказаться от различия в базе данных и уровне объяснения между областями физиологии и психологии. Это может позволить только полное совпадение всех феноменологических и функциональных особенностей. Все, что мы в настоящее время можем с уверенностью утверждать, — это то, что сновидения пересказываются более часто при пробуждении в период БДГ-сна, чем в иное время. Широко принято мнение, что это доказывает, будто называемый нами сновидением психологический акт происходит на протяжении физиологически определяемого периода БДГ. В равной мере правдоподобным было бы заключение, что сновидение является реакцией на бессознательное восприятие изменения состояния. Такая реакция является когнитивным актом интеграции, служащим для рационализации осознанного различия между состояниями до и после БДГ-фазы. Само собой разумеется, что это обеспечивало бы также каналы для совместного выражения бессознательной фантазии. Эти особенности пересказа сновидения характерны также для описания квази-сновидений, гигпиагогических и гипнопомпических фантазий, хотя последние менее четко отделены от других действий.

6 Или некоторые формы пробуждающих волнений в 4-й стадии сна (Fisher и др., 1973).

7 «Насколько я могу сейчас видеть, сновидения, наблюдающиеся при травматических неврозах, являются единственным подлинным исключением, а сновидения наказания — только видимым исключением из правила, что сновидения направлены на удовлетворение желания» (Фрейд, 1923: 118).

Список литературы

Blum, Harold (1976) 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice: dreams and free association', International Journal of Psycho-Analysis 57: 315-24.

Breger, L., Hunter, I. and Lane, R.W. (1971). The Effect of Stress on Dreams. New York: International Universities Press.

Curtis, Homer and Sachs, David (1976). Dialogue on 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice', International journal of Psycho-Analysis 57: 343-54.

Erikson, Eric H. (1954) The dream specimen of psychoanalysis', Journal of the American Psychoanalytical Association 2: 5-56.

Fisher, C., Kahn, E., Edwards, A. and Davis, D.M. (1973). A psycho-physiological study of nightmares and night terrors. J. nerv. ment. Dis. 157, 75-98.

Freud, Sigmund (1900). The Interpretation of Dreams. SE 4/5.

__ (1916). Introductory Lectures on Psychoanalysis, SE 15.

__ (1920). Beyong the Pleasure Principle. SE 18.

__ ( 1923). Remark on the theory and practice of dream interpretation. SE 19.

__ (1925). Negation. SE 19.

__ (1933). New introductory Lectures on Psychoanalysis, SE 22.

Greenberg, R., Pealman, C.A. and Gampel, D. (1972) War neuroses and the adaptive function of REM sleep. Brit. J. med. Psychol. 45, 27-33.

Hartmann, E (1976). Discussion of 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice': the dreams as a 'royal road' to the biology of the mental apparatus. International Journal of Psycho-Analysis 57: 343-54.

Hartmann, H (1947). On rational and irrational action. Psychoanal. soc. S с i. l, 359-92.

__ (1950). Comments on the psychoanalytic theory of the ego. Psychoanal. Study Child 5.

Kanzer, М (1955). The communicative function of the dream. Int. J. Psycho-Anal. 36, 260-6.

Khan, Masud (1974) The Privacy of the Self, London: Hogarth.

__ (1976). 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice': in search of the dreaming experience. International Journal of Psycho-Analysis 57: 325-30.

Kris, E. (1952). Psycho-analytic Explorations in Art. New York: Int. Univ. Press.

Lewin, Bertram (1946). Sleep, the mouth and the dream screen. The Psychoanalytic Quarterly 15: 419-34.

__ (1958) Dreams and the Use of Regression, New York: Int. Univ. Press.

__ (1968) The Image and the Past. New York: Int. Univ. Press.

Malcolm, N. (1964). The concept of dreaming. In D.F.Guistafson (ed.), Essays in Philosophical Psychology. New Yor: Doubleday, Anchor.

Parkes, C.M. (1972) Bereavement. Studies of Grief in Adult Life. London: Tavistock Publ.

Plata-Mujica, C. (1976). Discussion of The changing use of dreams in psychoanalytic practice'. Int. J. Psycho-Anal. 57, 335-41.

Schafer, R. (1976). A New Language for Psychoanalysis. New Haven: Yale Univ. Press.

Stein, M.H. (1965). States of consciousness in the analytic situation. In М.Schur (ed.) Drives, Affects, Behaviour, vol. 2. New York: Int. Univ. Press.

Winnicott, D.W. (1951) 'Transitional objects and transitional phenomena', in Playing and Reality, London: Tavistock (1971).

Вернуться к оглавлению