Резюме

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕЕСЯ ЭГО И СНОВИДЕНИЯ

13. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЯ

Психоаналитическая конструкция, выносящая в центр внимания бессознательные структуры человеческой субъективности, обещает быть полезным источником нового понимания сущности значения и важности сновидений. В то время, как все сновидения воплощают в себе множественные личные цели, их самой отличительной особенностью является использование конкретной символизации, служащей для кристаллизации и сохранения субъективного мира сновидца. Анализ двух сновидений из одного клинического случая демонстрирует, что функцию образов сновидения, заключающуюся в поддержании структуры, можно наблюдать не только, когда под угрозой находятся существующие структуры, но и когда зарождаются и требуют консолидации новые структуры субъективности.

Примечания

1 Важным исключением из этого обобщения является концепция «сновидений состояния «я» Кохут (Kohut, 1977), которая будет обсуждаться позднее.

2 Исходя из другой теоретической перспективы, Эриксон (Erik-son, 1954) предположил, что внимание к «стилю представления» сновидения может раскрыть способы восприятия сновидцем себя и своего мира.

3 Лернер (Lerner, 1967) представил доказательство того, что сновидения, посредством своих кинестетических элементов, укрепляют образ тела. Если сказанное верно, то это особый частный пример предлагаемого нами здесь более широкого тезиса. Формулировки функций сновидения как решения проблем (Фрейд, 1900), разрешения центрального конфликта (French и Fromm, 1964) и интеграции травмы (de Mondiaux, 1978) также можно рассматривать как особые примеры роли символизации сновидения в поддержании организации переживания.

4 Так как сновидения первого типа, где перцептивные образы служат для актуализации конкретной организации переживания, необходимой по многим причинам, хорошо известны аналитикам, то здесь они представлены не будут. Мы проиллюстрируем только сновидения второго типа, где образы преимущественно служат поддержанию психической организации в целом. Мы понимаем, что клинический случай никогда не сможет «доказать» тезис относительно роли конкретной символизации в поддержании организации переживания; он может только продемонстрировать, что применение этого суждения обеспечивает связную конструкцию, позволяющую привести в порядок и сделать понятными клинические данные. Другие аспекты приводимого случая, непосредственно не касающиеся нашего тезиса о функции символизации в сновидении, такие как установление и переработка архаичного трансфера «я»-объект, рассматриваться не будут.

5 Так как появление странных поведенческих проявлений точно совпало с появлением повторяющегося ночного комара, мы отнеслись к этим проявлениям как к «ассоциациям», включенным в те же контексты значения, в которых приняли свою форму образы сновидения.

Список литературы

Arlow, J. and Brenner, С. (1964). Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory New York: International Universities Press.

Atwood, G. and Stolorow, R. (1980), Psychoanalytic concepts and the representational world. Psychoanal. E Contemp. Thought, 3:267-290.

___(1981), experience and conduct. Contemp. Psychoanal., 17: 197-208.

Bergmann, M. (1966), The intrapsychic and communicative aspects of the dream: Their role in psychoanalysis and psychotherapy. Internat. J. Psycho-Anal, 47: 356-363.

Erikson, Eric H. (1954). 'The dream specimen of psychoanalysis', Journal of the American Psychoanalytical Association 2: 5-56.

Ferenczi, S. (1913), To whom does one relate one's dreams? In: Further Contributions to the Theory and Technuique of Psycho-Analysis. London: Hogarth Press, 1950, p. 349.

French, T.M. and Fromm E. (1964) Dream Interpretation: A New Approach, New York: Basic Books.

Freud, Sigmund (1900). The Interpretation of Dreams. SE 4/5.

Kanzer, Mark (1955) The communicative function of the dream', International Journal of Psycho-Analysis 36: 260-6.

Klein, G. (1976), Psychoanalytic Theory: An Exploration of Essentials. New York: International Universities Press.

Kohut, H. (1971) The Analysis of the Self, New York: International Universities Press.

__ (1977) The Restoration of the Self, New York: International Universities Press.

Lerner, B. (1967), dream function reconsidered. J. Abnorm. Psychol, 72: 85-100.

Monchaux, C. de (1978), Dreaming and the organizing function of the ego. Internat. J. Psycho-Anal, 559: 443-453.

Piaget, J. (1970), Structuralism. New York: Basic Books.

Sandler, J. and Rosenblatt, B. (1962), The concept of the representational world. The Psychoanalytic Study of the Child, 17: 128-145. New York: International Universities Press.

Schafer, R. (1976). A New Language for Psychoanalysis. New Haven: Yale Univ. Press.

Socarides, С. Perverse symptoms and the manifest dream of perversion. In: The Dream in Clinical Practice, ed. J.Natterson. New York: Aronson, pp. 237-256.

Spanjaard, J. (1969). The manifest dream content and its significance for the interpretation of dreams. Int. J. Psycho-Anal 50, 221-35.

Stolorow, R. (1978a), The concept of psychic structude: Ins metapsychological and clinical psychoanalytic meanings. Internat. Rev. Psychoanal., 5: 313-320.

__ (1978b). Themes in dreams: A brief contribution to therapeutic technique. Internat. J. Psycho-anal, 59: 473-475.

__ and Atwood, G. ( 1979), Faces in a Cluod: Subjectivity in Personality Theory. New York: Aronson.

__ (in press), Psychoanalytic phenomenology: Progress toward a theory of personality. In: The Future of Psychoanalysis, ed. A. Goldberg.

New York: International Universities Press. __and Lacnmann, F. (1980), Psychoanalyisis of Developmental Arrests: Theory and Threatment. New York: International Universities Press.

Waelder, R. (1936). The principle of multiple function. Psychoanal. Quart., 5: 45-62.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV