Глава 4

Примечания

23 Программное для глубинной психологии, не случайно так называется одна из ключевых по данной проблематике работ К.Г.Юнга. Правда, последний не рассматривает процесс личностного роста (индивидуацию) столь односторонне и прямолинейно. Под таким названием эта работа Ференци увидела свет на английском и французском языках. 25 В переводе Мориса Ваксмахера.

26 В психоаналитическом понимании этого слова — привычный способ взаимодействия эго с внешней и внутренней реальностью (требованиями ид и супер-эго).

27 Метонимия — фигура речи, смещающая субъект или объект действия ("весь город об этом говорит" — вместо "жители города"). 28 Разумеется, в описываемом случае стрелки идут в обратном направлении.

29 Мимесис — воспроизведение, копирование, имитация одним объектом (телом) движений, поведения, переживаний другого.

30 Принято различать позитивную и негативную формы комплекса — нс хорошую и плохую, а прямую и обратную (как фотография и негатив). Любовь к родителю противоположною пола — это прямая форма, а привязанность девочки к матери или мальчика к отцу — обратная. Отто Ранк считал, что в эдиповом комплексе биологический компонент влечения направлен к родителю противоположного пола, а психологический, соответственно, к другому.

31 Отдельно в главе 6 рассматриваются взгляды Ж.Лакана по этой проблеме.

32 См. прим. 14.

33 Выбор объекта по типу опоры, в данном случае — выбор (в качестве объекта влечения) заботливой любящей женщины, похожей на мать.

34 По Юнгу, границы психологической и личностной зрелости сильно сдвинуты к концу жизни. Он был не склонен считать по-настоящему взрослыми даже 30-летних, за что и подвергался упрекам в идеализации старости.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV