Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
bouncy castle
Беспроцентные кредиты

Кто в это уверует, будет иметь жизнь вечную

II. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

1. ОБЗОР

Гарольд Г. Мосак

Определение

Психотерапия представляет собой процесс "религиозного" обращения, предлагающий людям устранять, модифицировать или изменять старые убеждения, способы восприятия и привычки ради обретения "спасения". Она осуществляется "священниками" и "дьяконами" (по-разному определяемыми законом, университетами и профессиональными организациями), а также "светским духовенством" (парапрофессионалами и "священниками"-самозванцами), сведущими в догматах данной религии и прошедшими подготовку, позволяющую им совершать обращение. Адлер утверждал: "Индивидуальная психология оказывается хорошей религией для тех, кому не повезло и кто не сумел стать приверженцем другой религии".

Краткая характеристика

Это была эпоха чудес! "Парализованные" обретали способность ходить, а "слепые" — видеть. Фрейд отправился во Францию, научился творить "чудеса" и основал новую религию — психоанализ. Такое отклонение от существовавшей ортодоксии спровоцировало призывы "распять" отступника, но Фрейд выжил, и с помощью его "апостолов" новая религия пустила корни. Новая религия стала "истинной" религией; только те, кто прошли обращение, могли на законных основаниях сомневаться в ней, и от них едва ли можно было этого ожидать. И все же некоторые из первых причастников — Адлер, Юнг, Ранк, Штекель и Ференци — бросили вызов догмам Фрейда и основали свои собственные "секты". Несмотря на такое отступничество, психоанализ преуспевал, его доктрина распространилась по всему миру, став ведущей религией. Фрейд попытался было придать психоанализу наукообразие, но затем признал, что он всего лишь видоизменил древнюю религиозную веру в демонов, управляющих судьбами людей.

Подобно тому, как религиозные фанатики часто приходят в восторг от "таинств", так и психоанализ воздействовал на воображение людей своим жаргоном и своими построениями, такими как "бессознательное" и населяющие его демоны. Только те, кто был посвящен в "таинства", становились подлинными причастниками и могли стремиться к "священству" аналитиков, которые позже посвящали в "таинства" и других людей. И хотя Фрейд утверждал, что медицинское образование не является необходимым условием посвящения в духовный сан, официальная точка зрения американской "церкви" заключается в том, что только врачи могут стать "пастырями, принадлежащими к белому духовенству" (Фрейд, 1950).

Появление после Второй мировой войны недирективной психотерапии К. Роджерса положило начало "Реформации", привлекшей многих последователей, которым была закрыта дорога к священству в старой религии. Психотерапия К. Роджерса секуляризировала священство, устранила фрейдистские ритуалы и заменила плохих демонов Фрейда хорошими демонами — "силами роста" личности. Неожиданно психологический мир стал свидетелем настоящего взрыва — появления множества религиозных движений, каждое со своей собственной системой верований и со своими ритуалами. Среди этих новичков оказались системы верований, основывающиеся на когнитивных процессах, на чувствах, на поведении, на духовных элементах и на отношениях.

Религиозные практики процветали (в некоторых случаях они считались лишь желательными, в других — обязательными) и использовали марафоны, психодраму, массаж, "внутренний взрыв", парадоксальные интенции и формирование условных рефлексов. Предполагалось, что священники и прихожане будут вести себя определенным образом, а если последние поступают иначе, их можно обвинить в том, что они сопротивляются своей церкви или усилиям священников. Вера священника была критическим фактором.

Что же предлагали эти религии? Спасение. Спасение в виде устранения симптомов, улучшения межличностного общения, открытия смысла, самореализации и внутренней гармонии. Некоторые религии считают, что врата небесные открыты для всех; другие вводят ограничения: войти могут лишь избранные, например, те, в отношении которых существует хороший прогноз, или же те, у кого невроз переноса.

Дорога к спасению вымощена верой. Люди стремятся принять ту или иную веру, прослышав о "чудесном, творящем чудеса психотерапевте" или прочитав статью, превозносящую данную религию до небес. Возможно, что они обращаются к той или иной религии по совету врача, и тогда вера во врача переходит в веру в священника. И вот священник начинает еще более усиливающий веру процесс обращения. Он выступает в роли оракула, прорабатывает сопротивление, создает психотерапевтический альянс, обеспечивает инсайт, коррективный эмоциональный опыт или атмосферу, способствующую росту. Если вера может привести в движение горы, то почему она не может сделать это с людьми?

Критические замечания

Многие теоретики — Фрейд, Адлер, Юнг, Маурер и Франкл — хотя и не называли свои системы религиями, отмечали сходство между определенными положениями своих теорий и положениями религий. Психотерапевты психоаналитического направления часто предлагают Истину, психотерапевты поведенческого направления демонстрируют Путь, а сторонники экзистенциальной психотерапии указывают на Жизнь.

Будучи психотерапевтом школы Адлера, я являюсь одновременно и "священником" и "миссионером". Я стараюсь обратить людей в свою веру, предлагая им путь к "спасению". В вопросах веры я твердо придерживаюсь религиозных догматов. Я получил математическую подготовку и считаю их аксиомами и постулатами своей системы. Я допускаю существование других, равноценных систем, каждая из которых имеет свое "дано". Главными составляющими моей теории являются следующие элементы: холистический, теологический, феноменологический, социальный, межличностный, а также личная ответственность. Мы стремимся привить людям — как в жизни, так и в психотерапии, — "общественный интерес". Это понятие включает в себя такие качества, как участие в жизни общества, вклад в общее благосостояние, отвагу, веру в себя и позитивное восприятие самого себя, любовь и готовность приложить усилия для изменения общества в тех областях, в которых мы считаем изменения желательными или необходимыми.

На практике, однако, мой подход оказывается более эклектичным, гибким и прагматическим, хотя в практической работе я не нарушаю основных положений своей системы. Этот подход аналогичен подходу религиозного человека. Вполне возможно, например, быть христианином вне зависимости от того, верите вы в крещение путем окропления святой водой или путем погружения в воду, но нельзя быть христианином, если вы не считаете Иисуса Мессией. Основные догмы остаются ненарушенными, но внутри данной заданной структуры имеется простор для различных вариантов определенной деятельности (в том числе и отказ от некоторых ее видов), для импровизации и нововведений. Будучи последователем Адлера, я пытаюсь "обратить" своих клиентов в эту "религию", но когда дело касается практической работы, то и я сам, и мои клиенты обладаем определенной свободой выбора. Мои цели бывают разными в работе с разными клиентами. Я выслушиваю исповеди, вселяю надежду, избавляю от вины, "исцеляю" больных, поднимаю падших, ободряю, раскрываю и объясняю "тайны", указываю на возможности иного выбора и иного поведения, укрепляю в вере. Усиление веры клиентов в мою религию способствует росту их веры в себя, усилению чувства того, что они представляют ценность, являясь такими, какие они есть. Они учатся мужеству быть несовершенными и начинают понимать, что несовершенство присуще людям и, следовательно, их несовершенство — это доказательство их принадлежности к человеческому роду.

Последователи Адлера считают: спасение доступно каждому. Мы не делаем прогнозов. Мы полагаем, что каждый человек может стать лучше, чем он есть, и задача психотерапии заключается в том, чтобы способствовать росту пациента. То, чем я занимаюсь, это не наука. Психотерапевт является мастером своего дела, часто обладающим харизмой, специалистом в вопросе укрепления веры. Но хотя "процесс обращения" и не является наукой, он, тем не менее, доступен научному исследованию.

Биография

Гарольд Г. Мосак в настоящее время преподает в Институте Альфреда Адлера в Чикаго, где он является председателем совета попечителей. Он получил докторскую степень в области клинической психологии в 1950 г. в Университете Чикаго. Преддипломную подготовку Гарольд Г. Мосак прошел у бихевиористов, а последип-ломную — у Карла Роджерса. В интернатуре его супервизорами были фрейдисты. После защиты докторской диссертации он первое время работал у Адольфа Майера, возглавлявшего группу психобиологов. Почти четыре десятилетия назад Гарольд Г. Мосак обратился к психологии Адлера и с тех пор занимается частной психотерапевтической практикой. Мосак является автором многих статей и книг, среди которых "Ха-Ха и аГа: о роли юмора в психотерапии", "Нарочно", а также главы "Психотерапия Адлера" в вышедшем под редакцией Корсини сборнике "Современные направления психотерапии". Диапазон его интересов весьма широк: его перу принадлежат работы по психопатологии, психотерапии, религии, вопросам отношений между полами и школьной психологии.

Литература

Adler, A. (1964). Social interest. New York: Capricorn Books. (Original work published 1929) Freud, S. (1950). The question of lay analysis. New York: Norton.

Freud, S. (1959). A neurosis of demoniacal possession in the seventeeth century. In Collected papers (Vol. 4). New York: Basic Books.

Lazarsfeld, S. (1966). The courage for imperfection. Journal of Individual Psychology, 22, 163-165. (Original work published 1927) Mosak, H. H., &Phillips, K. S. (1980). Demons, germs, andvalues. Chicago: Alfred Adler Institute.

Mosak, H. H. (1984). Adlerian psychotherapy. In R. J. Corsini (Ed.), Current psychotherapies (3rd ed., pp. 56—107). Itasca,1L: Peacock.

Mosak, H. H., & Shulman, B. H. (1963). Individual psychotherapy: A syllabus. Chicago: Alfred Adler Institute.

Rasey, M. 1. (1956). Toward the end. In С. Е. Moustakas (Ed.), The self: Exploration in personal growth. New York: Harper.

Rogers, C. R. (1942). Counseling and psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin.

Вернуться к оглавлению