Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable castle
Беспроцентные кредиты

Психотерапия по Адлеру Ги Дж. Манастер

II. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

2. КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Определение

Психотерапия — процесс научения, состоящий из четырех фаз: (1) установление формальных отношений дружественного равенства; (2) анализ или раскрытие стиля жизни пациента, его целей, присущей ему логики; (3) интерпретация, позволяющая пациенту лучше понять себя, уяснить свои цели, накладывающие отпечаток на его мысли, чувства и поведение; (4) переориентация и переобучение пациента, для чего психотерапевт помогает клиенту изменить жизненные цели, избегать основных ошибок, развивать уверенность в себе, способствует улучшению его функционирования в обществе, его социальных чувств и социального интереса, а также устранению присущих пациенту симптомов.

Краткая характеристика

Психотерапия по Адлеру отличается от многих других видов психотерапии характером психотерапевтических отношений, формой и содержанием оценки личности (осуществляемой с помощью анализа стиля жизни); вниманием, уделяемым социальным последствиям стиля жизни клиента; а также эклектизмом методов, используемых для изменения ориентации пациента и его переобучения в сфере социального интереса. В основе этого направления психотерапии лежит разработанная Адлером теория индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология может быть охарактеризована как "холистический, феноменологический, телеологический*, теоретико-полевой** и социально-ориентированный подход, при котором каждый человек признается существом уникальным, последовательным в своих устремлениях, активным и творческим (стиль жизни), открытой динамической системой мотивации (стремление

*Телеология (от греч. "телос") — описание поведения, определяемого сознательными целями. — Примеч. переводчика.

**Теория поля — концепция динамической системы поведения, в которой возникает напряжение, нарушающее равновесие между индивидом и средой. — Примеч. переводчика.

к таким достижениям, субъективно трактующимся как успех) и обладающим врожденным потенциалом для социальной жизни (социальным интересом)" (Энсбейгер).

Таким образом, в психотерапевтических отношениях подчеркивается равенство их участников. Делается это для того, чтобы продемонстрировать и компенсировать характерные для клиента проблемы неполноценности-превосходства и "социабельности" (стремления принадлежать к чему-то, соответствовать чему-либо). Цель индивидуальной психологии состоит в усилении социальной составляющей целей и поведения клиента. Психотерапевт и клиент располагаются лицом к лицу, а сам процесс психотерапии представляет собой осуществляемый совместно процесс обучения, в котором участвуют два эксперта: клиент, являющийся экспертом в вопросах, касающихся его самого, и психотерапевт — эксперт, помогающий клиенту обратиться к вопросам теории и подчеркивающий особое значение того, что называется "социальным интересом".

В психотерапии по Адлеру анализ или оценка личности осуществляются в ходе опроса клиента, в котором основное внимание уделяется его стилю жизни. Этот метод полностью соответствует положениям, приведенным выше в разделе "Определение". Оценка стиля жизни клиента позволяет выявить его цели. Становится понятным, как клиент сформировал эти цели в семье, из которой он происходит, и как можно интерпретировать эти цели на основе семейной констелляции, воспоминаний пациента, относящихся к его раннему детству, а также анализа снов. Все это вместе составляет ядро процедуры анализа стиля жизни. Анализ стиля жизни показывает постоянство целей индивида в социальных ситуациях на протяжении его жизни, а также ошибки, преувеличения и крайности, присущие этим целям, как они понимаются клиентом, т.е. присущие его индивидуальной логике. Выявленные цели и связанное с ними поведение могут затем быть оценены с точки зрения их дисфункциональности, несоответствия здравому смыслу социальной жизни, понятиям социального равенства и социального интереса.

"Индивидуальная подстройка" этого анализа осуществляется в ходе дискуссии до достижения психотерапевтом и клиентом согласия, а затем начинается процесс интерпретации. Постепенно клиент приходит к пониманию собственного стиля жизни и своих целей — в мыслях, чувствах и действиях, как в прошлом, так и в настоящем.

После того как клиент признает и поймет свою ответственность за формирование собственного стиля жизни и за жизненные ситуации своего прошлого и настоящего, становится возможным начать четвертую фазу психотерапии, заключающуюся в том, что психотерапевт стимулирует клиента изменить цели в результате улучшения его социального функционирования и наоборот: улучшить социальное функционирование за счет изменения целей. Эти задачи взаимосвязаны: так, уменьшение чувства неполноценности уменьшает стремление к демонстрации клиентом своего превосходства над другими и позволяет ему функционировать вместе с другими, а не против других, и, опять-таки, возможен обратный порядок: функционирование вместе с другими уменьшает стремление к демонстрации своего превосходства и т.д. Для того чтобы добиться осуществления этих целей, теория Адлера разрешает психотерапевту использовать любые техники, соответствующие теории и позволяющие надеяться на успех.

Критические замечания

Психотерапия по Адлеру подвергалась критике с самого момента своего появления. Следует рассмотреть исторический и современный контексты этой критики. Довольно значительная часть теории Адлера (работу над ней он начал еще до своего сотрудничества с Фрейдом и продолжил после его завершения) возникла как реакция на те крайности и ошибки, которые Адлер видел в теории Фрейда. Резкий разрыв в отношениях между ними и продолжавшиеся затем попытки Фрейда помешать Адлеру в его работе привлекли внимание сторонников Адлера как к его разрыву с Фрейдом, так и к критике со стороны фрейдистов. Занятая ими оборонительная позиция ограничила распространение адлерианской психотерапии. Однако появились новые течения психотерапии, основанные на теории Адлера и его практике, и внимание стали привлекать в равной мере как сходство, так и различия в подходах Адлера и Фрейда.

В прошлом критика психотерапии по Адлеру была тесно связана с ее теоретической базой. Теория Адлера отличает его психотерапию от бихевиористского и психоаналитического подходов, основывающихся на естественных науках или на редукционистских моделях, обращенных к биологическим инстинктам или мистике.

Психотерапию по Адлеру критиковали в первую очередь за ее холизм, а также за то, что она слишком когнитивна, слишком социально ориентирована и слишком проста, так как чрезмерно полагается на здравый смысл. Эволюция психоанализа и развитие неопсихоаналитических и когнитивно-поведенческих направлений психотерапии, а также готовность психотерапевтов-адлерианцев использовать в практике своей работы синтетические и расширительные толкования уменьшили различия между теорией и практикой других направлений и теорией и практикой психотерапии по Адлеру. И сегодня психотерапевты-адлерианцы принимаются в психоаналитические общества, а когнитивисты-бихевиористы относятся к числу гуманистически ориентированных адлерианцев, хотя некоторые важные и принципиальные различия, касающиеся теории и техники, сохраняются.

Главное достоинство психотерапии по Адлеру обусловлено полнотой и всеохватностью ее теории, а также прямой связью, существующей между этой теорией и психотерапевтической практикой. Теория Адлера выглядит простой и вполне соответствующей здравому смыслу. Клиенты понимают это и могут сразу же рассмотреть себя через призму уникальных интерпретаций стиля собственной жизни. Телеологическая концепция, если к ней подходить абстрактно, бывает трудной для понимания, но если вы обратите внимание на то, к чему стремитесь в повседневной жизни, т.е. на свои цели, особенно на те, которые порождают определенные трудности, то ее понимание дается легко.

Согласно теории Адлера, самым основным желанием человека является желание быть частью какого-либо сообщества, войти в него, отыскать в нем свое место. Чтобы осуществить такое желание, люди намечают определенные цели, определяют, что они должны делать или кем должны стать. При этом, правда, они бывают озабочены своей полноценностью и нередко имеют неверные представления о человеческой жизни. Клиенты относительно легко могут распознать то, к чему стремятся, и затем увидеть себя стремящимися к этим целям в различных ситуациях. Психотерапевты-адлерианцы вправе использовать в работе со своими клиентами любые техники, не противоречащие основным положениям теории Адлера. Они помогают своим клиентам намечать реальные цели в различных ситуациях и развивать навыки, необходимые как в межличностных отношениях, так и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями. Они конфронтируют иррациональные убеждения своих клиентов, позволяя им свободно ассоциировать, но делают это с определенными ограничениями, что ведет клиентов к осознанию собственной ответственности за то, что они делают, и за то, что они собой представляют.

У психотерапевтов-адлерианцев не существует жестких представлений о продолжительности психотерапии, и в тех случаях, когда это возможно, они практикуют краткосрочную психотерапию. Психотерапевты-адлерианцы не прибегают к профессиональному жаргону. Ощущая себя равными в этом мире, постижимом постольку, поскольку он для нас реален, они профессионально и эффективно помогают своим клиентам быть ответственными, значимыми членами человеческого сообщества.

Биография

Ги Дж. Манастер является профессором педагогической психологии Техасского университета в Остине. В прошлом он был директором Программы подготовки психологов-консультантов в этом же университете. Преподает в рамках этой программы. Степень доктора философии получил в 1969 г. Манастер был президентом Североамериканского Общества психологов-адлерианцев и 14 лет редактором "Журнала индивидуальной психологии". Он автор книг по индивидуальной психологии, развитию подростков и кросс-культуральным исследованиям. По этой тематике, а также по социальной психологии, геронтологии и воспитанию Манастером написано множество статей. Холистический подход, присущий теории Адлера и основывающейся на ней психотерапии, используется Манастером в его работе в таких областях, как педагогика, социальная психология, а также психология личности и развития. В то же время он использует знания и подходы, почерпнутые из этих дисциплин, для дальнейшего развития теории и практики адлерианского подхода.

Литература

Ansbacher, Н. (1973). In General Information section of the Journal of Individual Psychology, 29.

Dreikurs, R. R. (1953). Fundamentals of Adlerian psychology. Chicago: Alfred Adler Institute.

Dreikurs, R. R. (1967). Psychodynamics, psychotherapy and counseling. Chicago: Alfred Adler Institute.

Manaster, G. J., & Corsini, R. J. (1982). Individual psychology: Theory and practice. Itasca, 1L: Peacock.

Wexberg, E. (1970). Individual psychological treatment. Chicago: Alfred Adler Institute, (2nd edition, originally published 1929).

Вернуться к оглавлению