Психотерапия по Адлеру Раймонд Дж. Корсики

II. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

2. КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Определение

Психотерапии нельзя дать сколько-нибудь точное определение. В словаре можно прочитать: "Психотерапия представляет собой формальный процесс, в ходе которого взаимодействуют две стороны. Каждая сторона обычно бывает представлена одним человеком, но вполне возможно участие с каждой стороны двух или большего числа индивидов. Цель психотерапии заключается в облегчении дистресса, испытываемого одной из участвующих сторон и связанного с ее неспособностью функционировать, или неудовлетворительным функционированием (а также сочетанием того и другого) в следующих сферах: когнитивные функции (расстройства мышления), аффективные функции (страдания или эмоциональный дискомфорт), поведенческие функции (неадекватное поведение). Сторона, осуществляющая лечение, обычно придерживается какой-либо теории, объясняющей происхождение, развитие, постоянство и изменение личности. С этой теорией логически связаны определенные способы лечения. Осуществляющая лечение сторона обычно располагает подтверждениями своей профессиональной компетентности и имеет законное право осуществлять психотерапию".

Краткая характеристика

Психотерапия по Адлеру, по моему мнению, является самой эклектичной из всех существующих направлений психотерапии. Хотя все психотерапевты-адлерианцы придерживаются одной и той же философии и определенного теоретического минимума, неизменных с 1937 года, когда умер Альфред Адлер, методология и подходы к психологическому консультированию, присущие сторонникам этого направления, могут сильно разниться. Так, например, в сборнике "Руководство по новаторским формам психотерапии" ("Handbook of Innovative Psychotherapies", 1981), вышедшем под моей редакцией, пять из сорока шести глав были написаны адлерианцами, и каждый из них предлагал особые, отличающиеся от других, системы терапии. Можно, таким образом, сказать, что психотерапия по Адлеру, основывается на простом философском принципе — социальном интересе (Gemeinschaftsgefiihl) и на двенадцати основных теоретических принципах, подробно рассмотренных в сборнике "Индивидуальная психология Альфреда Адлера", вышедшем в свет в 1956 г. под редакцией А. Ансбахера и Р. Ансбахера.

В определенном смысле психотерапия преследует две цели: помочь человеку почувствовать себя более комфортно (феноменология) и помочь ему добиться большего успеха (социальный интерес), лучше защищать как свои интересы, так и интересы других.

Мой собственный подход — смесь того, чему я научился у других (психодраме у Морено, конфронтации у Эллиса, индивидуальному анализу у Дрейкурса и общему подходу у Роджерса). И если бы мои учителя увидели меня в практической работе, то, пожалуй, каждый из них был бы в определенной степени разочарован, обнаружив, какой смесью методов я пользуюсь. Я всегда стремлюсь к трем целям. Первая из них — понимание (психотерапия по Адлеру основывается на когнитивной модели обучения), затем следуют изменения поведения, а затем, как результат лучшего понимания и более успешного поведения, — улучшение эмоционального состояния.

Адлер особо подчеркивал то влияние, которое оказывает на поведение человека видение им своего будущего. В соответствии с этими принципами свою главную задачу я вижу в том, чтобы попытаться выяснить, чего же в действительности хочет индивид. Сделать это нелегко, поскольку часто сами клиенты этого не знают. Очень важным представляется мне анализ ранних воспоминаний, который клиницистам следовало бы лучше освоить.

Критические замечания

У меня нет критических замечаний по тому подходу к психотерапии, которого я придерживаюсь. Не думаю, что практикующие психотерапевты, знакомые с рядом систем и честные в интеллектуальном плане, могут высказать какую-либо критику в отношении используемых ими подходов, поскольку убежден: каждый психотерапевт, в силу самого характера осуществляемой им деятельности, всегда старается сделать все, на что он способен.

Беспокойство вызывают у меня люди, вставшие на тот или иной путь и годами продолжающие следовать ему, поскольку ничего другого не знают или страшатся перемен. Я думаю, например, о ситуации, в которую попадают некоторые католические священники: они становятся членами того или иного религиозного ордена (отчасти благодаря безудержному энтузиазму своих матерей), затем следуют годы подготовки, а потом, возможно, в возрасте тридцати пяти лет, уже став священниками, они вдруг обнаруживают, что не могут больше верить в то, чему их так долго учили. Говоря иными словами, я в первую очередь озабочен не своей ситуацией, а положением тех моих коллег, которые, восприняв в свое время учения классического бихевиоризма или психоанализа — на мой взгляд, учения, ошибочно исключающие все остальное, — теперь оказались замкнутыми в рамках этого учения и не могут от них освободиться.

Преимущество метода, предложенного Адлером, заключается в том, что он основывается на двух простых вещах: на философии социального интереса (Gemeinschaftsgefuhl), которая может выступать в качестве основы системы ценностей, и на теории здравого смысла. Эту теорию, кстати, большинство психотерапевтов других направлений не знает и интерпретирует неверно, что неудивительно, так как большинство авторов работ по психологии и психотерапии, словно сговорившись, создавали неверный образ индивидуальной психологии.

Мне удалось достаточно подробно ознакомиться с другими системами благодаря тому, что я был редактором и составителем многих сборников, в первую очередь сборников "Современная психотерапия" и "Руководство по новаторским формам психотерапии". От Роджерса я перешел к Морено, а от Морено к Адлеру, так что я никогда не был приверженцем какой-то одной системы. И не отрекся от тех систем, которых придерживался ранее, продолжая использовать в своей работе открытия, сделанные Роджерсом и Морено. Но я прежде всего уже тридцать лет являюсь адлерианцем и вполне доволен этим.

Биография

Раймонд Корсини — преподаватель факультета психологии Гавайского университета; практикующий психолог с пятидесятилетним опытом, ныне оставивший частную практику. Получил ряд наград за свой вклад в психологию и образование, является членом редколлегий ряда журналов. Он автор более чем 100 статей, автор или редактор 25 книг, в том числе одного бестселлера по психотерапии и четырехтомной энциклопедии по психологии.

Рассматривая психотерапию преимущественно как форму обучения, Корсини разработал собственную школьную программу "Школа Корсини 4-R", в которой значительное место занимают темы, связанные с психическим здоровьем. Ныне эта программа используется во многих школах в Соединенных Штатах, Канаде, Голландии и Израиле.

Литература

Ansbacher, А., & Ansbacher, R. (Eds.).(1956). The individual psychology of AlfredAdler. New York: Basic Books.

Corsini, R.J. (1981). Handbook of innovative psychotherapies. New York: Wiley. Corsini, R. J. (Ed.). (1983). Current psychotherapies (3rd ed.). Itasca, IL: Peacock. Olson H A. (1979). Early recollections: Their use in diagnosis and psychotherapy. Springfield, IL: Thomas.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV