Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
модели
Беспроцентные кредиты

VI. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ ФИЛОСОФСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Поиски смысла жизни — как внутриличностного, в терминах ценностей и духовности, так и внеличностного, в терминах роли индивида в его отношениях с себе подобными, культурой и космосом, — традиционно считаются сферой философии и религии. Та или иная функциональная философия может стать предпосылкой гармоничной эмоциональной жизни. В настоящей главе рассматриваются современные направления психотерапии, имеющие философский базис.

Как уже отмечалось в главе III, направления психотерапии, описываемые здесь, и направления, уделяющие основное внимание аффективному осознанию, имеют общие исторические корни. Для них характерно в высшей степени уважительное отношение к феноменологии и индивидуальности клиента. Основное положение, которым руководствуются психотерапевты философской ориентации, заключается в том, что качество жизненного опыта человека зависит от его убеждений, касающихся культуры, его философии и этических ценностей, а также духовного развития, поскольку именно они оказывают влияние на ход его жизни. В этой связи первичными "единицами анализа" выступают идиосинкразические аспекты клиента, а также отношение клиента к культуре, в которой он живет, и к космосу.

Что касается исторических корней представленных здесь подходов, то они многочисленны. И один из них — исследование изначального поиска человеком смысла. Ни один из них, однако, не выступал формально в роли психотерапии до появления "третьей силы" — гуманистической психологии, созданной трудами ее основоположников — Карла Роджерса, Фрица Перлза и Абрахама Маслоу.

Виктор Франкл, Ролло Мэй и Джеймс Бьюдженталь были одними из первых терапевтов, обратившихся к философии для решения проблем психотерапии. В трансперсональных подходах вопрос духовности (традиционно считавшийся сферой интересов религии) соединяется с проблематикой исцеления или личностного роста. При рассмотрении контекста (то есть культуры), в котором действует индивид, оказывается, что в роли решающего фактора выступают нравы и история.

Эта глава состоит из трех больших разделов: подходы, ориентированные на культуру; личностный смысл; трансцендентные подходы. В разделе, посвященном подходам, ориентированным на культуру, рассматривается отношение человека к обществу, в котором он живет. Томас Зац рассматривает психотерапию и психопатологию в свете существующих в обществе представлений о них (возможно, предвзятых). Джефферсон Фиш обращается к феномену психотерапии и анализирует социальное окружение в качестве контекста, в котором проводится психотерапия. Стэнли Криппнер рассматривает различные формы народной медицины как один из вариантов психотерапии, указывая на отчетливые черты сходства целительства в радикально отличающихся культурах.

В разделе "Личностный смысл" представлены направления психотерапии, в меньшей степени ориентированные на культуру и уделяющие наибольшее внимание проблематике смысла, с которой сталкивается индивид. Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь и Стивен Де-Берри рассказывают о своих экзистенциально-гуманистических направлениях психотерапии, а Кейт Хеллер дает сжатый обзор экзистенциальной психотерапии. Джордж С. Говард рассматривает поиск смысла как главную задачу жизни индивида на каждом ее этапе.

В разделе, посвященном трансцендентной психотерапии, рассматриваются различные аспекты неординарного функционирования. В трансперсональной психотерапии Аллана Чинема духовный аспект личности трактуется как один из факторов здоровья. Покойный ныне Р.Д. Лэйнг рассказывает о своем подходе, основыванном на бессознательной коммуникации. Дэвид Файнштейн рассматривает роль личностной мифологии в духовной жизни индивида.

Вернуться к оглавлению