Эклектическое определение психотерапии: эволюционный контекстуальный подход

VII. ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ И ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

4. ОБЩИЕ ФАКТОРЫ

Дэвид Л. Бластейн

Определение

Психотерапия представляет собой систематический процесс оказания помощи, способствующий изменениям и эволюции внутри-психических функций, межличностных отношений и способности человека разрешать важные вопросы жизни. Используя информацию, полученную в результате осуществляемых в соответствии с определенными теориями наблюдений за отношениями клиента с психотерапевтом, другими людьми и в значимых средовых контекстах (например, работа), психотерапия концентрируется на приведении интрапсихических структур, когнитивных процессов и поведенческого репертуара индивида в соответствие с его потребностями и возможностями.

Краткая характеристика

Приведенное определение, эклектическое по своей теоретической сути, основывается на ряде предположений, почерпнутых из эволюционного и контекстуального подходов к поведению человека. Одно из лежащих в его основе предположений заключается в том, что психотерапия способствует развитию в широком смысле, охватывающем широкий спектр интрапсихических структур и средовых контекстов. Это утверждение, разумеется, не ново. Так, например, каждая из психоаналитических теорий постулировала определенную последовательность развития, которому может способствовать (и корригировать его) психологическая работа. Далее, новейшие теоретические положения приняли эволюционный фокус, основанный на теориях, постулирующих развитие на протяжении всей жизни индивида. Таким образом, концентрируясь на развитии, мы получаем метатеоретическую основу для проектирования и осуществления интервенций.

Другая важная особенность данного определения заключается в том, что в нем открыто признается, что психотерапия охватывает целый ряд сфер — интрапсихическое функционирование, когнитивные процессы и отношения с окружением. Мы исходим из предположения, что поведение определяется множеством сил, как внешних по отношению к клиенту, так и внутренних, и подвергается их влиянию. Утверждение, что поведение определяется и поддерживается разнообразными факторами, позволяет осуществить синтез значимых принципов и предложений, содержащихся в теориях научения и в теориях систем, а также в психоаналитических и экзистенциальных теориях. Как отмечают многие современные ученые, эти на первый взгляд столь различные представления о поведении человека не являются взаимоисключающими, особенно если они интегрированы на метатеоретической или систематической основе. И наконец, в соответствии с широкой перспективой, намечаемой данным определением, термин "клиент" распространяется на индивидов, супружеские пары, семьи и группы.

Включая в себя понятие контекста, это определение тем самым подразумевает, что поведение клиента может вызываться, поддерживаться и проявляться во многих сферах. Одним из наиболее распространенных контекстов, где взаимодействует клиент, является работа, и данное определение предполагает, что в психотерапии в рамках интеграционного подхода могут рассматриваться вопросы, порождаемые окружением, в котором работает индивид. Рассматриваются и другие виды контекста, составляющие традиционную сферу психотерапевтических интервенций.

Основополагающая посылка, лежащая в основе этого определения, заключается в том, что наблюдения, касающиеся клиентов, и выбор соответствующих стратегий психотерапевтической работы должны руководствоваться четкими теоретическими положениями. Теория, в идеале подходящая и к проблематике личностного развития, и к проблематике изменений поведения, предоставляла бы психотерапевту возможность включить то, что он наблюдает у клиента, в систему, позволяющую выдвинуть гипотезы и сделать выводы относительно природы проблем клиента и его структуры личности. Таким образом, каждое решение использовать в психологической работе тот или иной подход должно быть логически связано с обусловленными теорией положениями, касающимися структуры личности клиента и его проблем. Теории отводится важная роль, и психотерапия, соответственно, строится на фундаменте знания, созданном научной мыслью и эмпирическими исследованиями в психологии и смежных дисциплинах.

Критические замечания

Эклектические подходы подвергаются критике, в частности, за то, что они якобы теоретичны и концептуально сомнительны. Вот почему в приведенном выше определении четко излагаются принятые в эклектическом подходе представления о поведении человека. Психотерапия здесь понимается как средство, способствующее изменениям в таких областях, как интрапсихические структуры ("Я"), межличностные отношения (развитие способности к близости) и различные средовые контексты (поведение в профессиональной сфере). Далее, принятие эволюционной перспективы означает, что психотерапия не трактуется только как средство уменьшения психопатологии, она понимается также как средство оказания помощи относительно хорошо приспособленным к жизни индивидам в усилиях справиться с различными трудностями, возникающими в ходе их развития.

Психотерапия, в соответствии с приведенным здесь определением, занимается поиском значимых паттернов функционирования личности и поведения, которые определяются по взаимодействиям клиента со значимыми для него людьми и с психотерапевтом. В добавление к вниманию, традиционно уделяемому в психотерапии проблемам отношений и другим психологическим симптомам, из приведенного определения следует, что потенциально важным для диагностирования и психотерапевтической работы считается также материал, имеющий отношение к характерным для клиента подходам к решению важных жизненных задач. Одно из присущих данному подходу уникальных преимуществ заключается в том, что в нем открыто указывается: психотерапия может и должна заниматься этими проблемами и нерешенными вопросами развития, порождаемыми контактом индивида с различными видами окружения. Наиболее очевидным примером может служить внимание, уделяемое профессиональной деятельности как релевантной сфере, заслуживающей рассмотрения в ходе психотерапии. За малыми исключениями, в большинстве форм психотерапии вопросы, связанные с работой, рассматриваются отдельно от других вопросов. Однако получены убедительные данные о том, что клиенты при выборе рода деятельности используют те же стратегии "совладания", что и в других важных сферах жизни. Более того, многие клиницисты обнаружили: в сфере профессиональной деятельности клиента нередко возникает множество проблем, столь же существенных и травмирующих, как интрапсихические, межличностные и семейные. Таким образом, предложенное определение подразумевает, что психотерапевт может считать сферу профессиональной деятельности клиента потенциально богатым источником диагностического материала. Он помогает клиенту продемонстрировать изменения поведения в данной сфере.

Наряду с определенными достоинствами, о которых говорилось выше, приведенное определение имеет, возможно, и некоторые недостатки. Так, например, введение понятий "контекст" и "развитие" ("эволюция") порой порождает некоторые проблемы. Возможны возражения, что использование таких широких терминов, как "контекст" и "развитие", вносит неопределенность в процесс клинической оценки. Однако эта проблема отчасти теряет свою остроту в результате фокусировки на точном выявлении паттерна взаимосвязей между эволюционным статусом клиента и различными внешними контекстами, в которых он функционирует. Большой опыт в оценке и стимуляции развития и функционирования в определенных контекстах формирует у психотерапевта повышенную компетентность или особое "чутье". Более того, уделяя повышенное внимание контексту, в котором происходит деятельность клиента, психотерапевт может обратиться к таким сферам активности, которым в прошлом уделялось относительно небольшое внимание.

И наконец, возможности использования данного подхода в определенной степени ограничены требованиями к мастерству, опыту и восприимчивости психотерапевта. Для того чтобы осуществлять психотерапию, о которой здесь идет речь, психотерапевту недостаточно просто развить определенные навыки и овладеть определенными техническими приемами. От него требуется способность к эмпатии и интуиция, позволяющие воспринимать всю сложную сеть чувств, мыслей и мотивации данного клиента.

Биография

Дэвид Л. Бластейн является помощником профессора на факультете психологического консультирования в университете Олбани. Степень доктора он получил в 1985 г. в Колумбийском университете. В различных профессиональных журналах Бластейн опубликовал двадцать статей.

В настоящее время Бластейн проводит исследования в трех взаимосвязанных областях. Одно из направлений его работы посвящено роли профессиональной тематики в психотерапии. Он изучает влияние вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, на психотерапевтическую работу с клиентом, а также процесс исследования профессиональной карьеры и верность выбранной профессии. И наконец, Бластейн проводит серию эмпирических исследований, посвященных установлению связей между различными концепциями и эмпирическими представлениями о "Я" и идентичности.

Литература

Beitman, В. D. (1987). The structure of individual psychotherapy. New York: Guilford.

Blustein, D. L. (1987). Integrating career counseling and psychotherapy: A comprehensive treatment strategy. Psychotherapy, 24, 794—799.

Brown, D., & Brooks, L. (1985). Career counseling as a mental health intervention. Professional Psychology, 16, 860—867.

Ivey, A. E. (1986). Developmental therapy: Theory into practice. San Francisco: Jos-sey-Bass.

Manuso, J. S. J. (Ed.). (1983). Occupational clinical psychology. New York: Praeger.

Wachtel, P. L. (1977). Psychoanalysis and behavior therapy: Toward an integration. New York: Basic Books.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV