Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable castle
Беспроцентные кредиты

Межпоколенческая семейная терапия

VIII. СИСТЕМНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

1. ОБЩАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

Джеймс Л. Фрамо

Определение

В моем подходе к психотерапии трудности, с которыми в данное время сталкивается клиент в браке, родительстве, а также трудности интрапсихического характера, рассматриваются как компенсационные усилия, направленные на то, чтобы контролировать, исправлять и переживать старые конфликтные отношения, существовавшие в родительской семье клиента. Большинство психотерапевтов полагают: эти проблемы лучше всего могут быть решены с помощью отношений, устанавливаемых с психотерапевтом. В рассматриваемом здесь межпоколенческом подходе проблемы адресуются к прошлому, к тому периоду, когда они начались. Мы подготавливаем клиентов, проходящих индивидуальную психотерапию или психотерапию супружеских пар, к сессиям, где они лицом к лицу встречаются с родителями, братьями и сестрами. Семья клиента обсуждает на них трудные вопросы прошлого и настоящего. Такие сессии могут оказывать более сильный эффект, чем весь курс психотерапии.

Краткая характеристика

Теоретической основой межпоколенческой семейной терапии служат объектные отношения* в их применении к психотерапии (индивидуальной, супружеских пар или семейной). В центре внимания находятся отношения между интрапсихическим и трансакционным. В идеале работа должна строиться на сплаве динамической и системной концепций, обеспечивая мост между личностным и социальным. Подчеркивается значение переплетающихся, мультиличностных мотивационных систем, существующих при близких отношениях, и выражается точка зрения, что люди, находящиеся в близких отношениях, как бы по тайному сговору выполняют друг для друга определенные психические функции. (Например, в соответствии с бессознательной сделкой: "Я буду выражать твои запретные желания, если ты никогда не покинешь меня").

Наиболее серьезным препятствием для изменений становится привязанность людей к их родительским интроектам. Когда люди женятся или выходят замуж, они отреагируют и проживают свои внутренние объекты** со своими партнерами по браку и детьми. Дети и партнеры по браку, таким образом, оказываются вовлеченными в процесс переноса: супруг или ребенок должны восприниматься определенным образом (как недоброжелательные, испорченные, воспитывающие, требовательные, некомпетентные и т.д.), и что бы этот человек ни сделал, ничего не изменится в том, как он воспринимается. Соответственно, актуальные трудности в семейных или супружеских отношениях рассматриваются как вариации на тему паттернов отношений, сложившихся в родительской семье индивида.

Актуальные проблемы в супружеских отношениях рассматриваются как производные опыта, полученного в общении с членами родительской семьи клиента. Партнеры пытаются найти решение внутрипсихических (интрапсихических) конфликтов в межличностных отношениях, преобразуя эти конфликты в обвинения, предъявляемые партнеру по браку. Проблемы, возникающие в ходе отношений, такие как недоверие, "доведение друг друга до белого

*Объектные отношения — в психоанализе мир общения с "внутренними репрезентациями людей", отличающихся от реальных личностей. Это мир переживаний, населенный значениями и ощущениями, а не реальными событиями. — Примеч. переводчика.

**Термин "объект" используется здесь в психоаналитическом смысле. — Примеч. переводчика.

каления", споры на тему, кто о ком должен заботиться, бесконечные перебранки, отстраненность, супружеские измены, борьба за власть, трудности в сексуальных отношениях, пустота отношений между супругами, а также дилемма слияния или дифференциации, могут быть объяснены тем, что понятиям интимности, любви, агрессии, самостоятельности, уединенности и т.д. партнеры придают различный смысл, усвоенный в тех семьях, из которых они происходят.

Я разработал метод подготовки взрослых, проходящих индивидуальную или семейную терапию, а также психотерапию супружеских пар, к терапевтическим консультациям с участием их родителей, братьев и сестер, на которых обсуждаются этиологические источники их теперешних трудностей. Были разработаны специальные процедуры, позволяющие справляться с такими трудностями, как сопротивление участию в сессиях членов их родительских семей, подготовке к ним, проведению сессий, а также с такими задачами, как помощь членам семьи в работе над проблемами прошлых и настоящих отношений. В ходе этих сессий ко-терапевты работают с семейными мифами, с уязвленными чувствами и старым непониманием, дающими знать о себе, когда взрослые дети и родители пытаются прийти к согласию. После таких сессий острота проблем, связанных с отношениями в родительских семьях клиентов, обычно снижается (отчуждение между членами семьи уменьшается). Обычно происходят положительные изменения, касающиеся внутренних проблем клиентов, их супружеских отношений и способности относиться к своим детям как к людям, обладающим определенными правами.

Критические замечания

На основании теорий, согласно которым скрытые силы, действие которых охватывает не одно поколение, оказывают решающее влияние на теперешние отношения человека с самим собой и своими близкими, я разработал метод прямого участия членов семей клиентов в работе с индивидами, супружескими парами и семьями, позволяющий отнести проблемы к тому периоду времени, когда они возникли.

Психотерапия с участием членов родительских семей клиентов может считаться аналогом серьезной хирургической операции. Как и при всякой серьезной хирургической операции, здесь возможны побочные эффекты и трудности. Сессии с участием взрослых детей (включая братьев и сестер клиента) и их родителей часто оказывают очень сильное воздействие, вызывают беспокойство у клиентов и проходят весьма интенсивно. Мы имеем дело с тайнами, обидами или гневом, связанными давним отвержением или недостаточным вниманием, неосуществленными желаниями и взаимным непониманием и, наконец, с прощением, когда находят выражение позитивные чувства. Риск, связанный с проведением таких сессий, заключается в том, что члены семьи теряют душевное равновесие, сталкиваясь с правдой, которая долгое время замалчивалась, и существуют опасения, что в семье произойдет раскол. Возникает вопрос: для чего вообще нужны такие сессии с участием членов семей клиентов? Вот ответ: большая часть опасений никогда не подтверждается, а польза от таких сессий велика. Родители начинают воспринимать своих детей как взрослых, а взрослые дети узнают своих родителей как жывых людей, а не исполнителей определенных ролей. Взрослые дети приходят к пониманию того, что их родители сделали максимум возможного в тех ситуациях, с которыми имели дело.

Старые семейные конфликты и распри выносятся на обсуждение и устраняются. Потери и травмы прошлого впервые могут открыто обсуждаться. Появляется возможность эффективно справляться с печалью, возникшей в далеком прошлом. После этих сессий члены семьи часто сообщают, что теперь они чувствуют себя более здоровыми и адекватными; психологические симптомы нередко исчезают. Улучшение отношений в "расширенных" семьях обычно имеет многочисленные последствия: устраняется изоляция кого-то из членов семьи, улучшаются отношения между братьями и сестрами, в разъединенных семьях отношения становятся более близкими, "слипшиеся" семьи становятся более дифференцированными. Решение важных вопросов с родителями, братьями и сестрами высвобождает психическую энергию, которую индивид может "инвестировать" в себя, в своего партнера, своих детей, результатом чего бывает менее патологическое использование проективной идентификации.

Интервенция с участием родительской семьи клиента — это не рутинная процедура, не законченная форма психотерапии и не "метод на все случаи", который может быть использован во всех или в большинстве клинических ситуаций. Это в высшей степени специализированная процедура, оказывающая очень сильное действие, когда ее применяют в интеграции с другими формами психотерапии. Можно делать предположения о том, уменьшается ли продолжительность всех видов психотерапии, если в их контексте в уместные моменты проводить сессии с участием членов родительской семьи. Подобная процедура особенно полезна в следующих ситуациях: идцивид оказывается не в состоянии установить какие-либо отношения, не обсудив предварительно эти вопросы с одним из родителей, братом или сестрой; родители подвергались в детстве абъюзу и в настоящее время испытывают опасения, что повторят подобный паттерн по отношению к своим собственным детям; налицо негативные последствия развода родителей индивида, происшедшего в прошлом; в случаях разъединенных семей с историей "отрезанных ломтей"; в случаях взрослых детей, желающих прийти к согласию со своими родителями, прежде чем те умрут; взрослые не способны установить дающие удовлетворение близкие отношения;

в случаях семей с вторгающимися матерями и дистанцированными отцами, а также в ряде других случаев. Многие из проблем наших отношений с другими своими корнями уходят в наши узы и в нашу скрытую лояльность по отношению к людям, которые сформировали нашу жизнь. Необходимо позволить себе простить старые обиды и старую боль. Необходимо знать тех людей, которые так или иначе всегда будут жить внутри нас, и пусть эти люди знают нас.

Биография

Джеймс Л. Фрамо — профессор семейной терапии в Международном университете США в Сан-Диего, Калифорния. Степень доктора психологии он получил в 1953 г. в университете штата Техас. Он пользуется международной известностью как один из первых специалистов по семейной терапии. На эту тему у Фрамо имеется свыше пятидесяти публикаций. Он был одним из основателей и президентом Американской ассоциации семейной терапии.

Главным вкладом Фрамо в практику психотерапии стали предложенные им сессии с участием членов семей клиентов, проходящих индивидуальную психотерапию или психотерапию супружеских пар. Дж. Л. Фрамо автор книг "Межпоколенческий подход к семейной терапии и терапии супружеских пар", "Брак, развод и семья клиента", "Снова дома" (в соавторстве с Тимоти Вебером и Филис Левин).

Литература

Framo, J. L. (1972). Symptoms from a family transactional viewpoint. In N. Ackerman et al. (Eds.). Family therapy in transition. Boston: Little, Brown.

Framo, J. L. (1976). Family of origin as a therapeutic resource for adults in marital and family therapy: You can and should go home again. Family Process, 15, 193— 210.

Framo, J. L. (1982). Explorations in marital and family therapy: Selected papers of James L. Framo. New York: Springer.

Framo, J. L. (1990). Family of origin consultations: An intergenerational approach (Vol. 1). New York: Brunner/Mazel.

Вернуться к оглавлению