Психотерапия "как если бы"

VIII. СИСТЕМНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОДЫ

Пол Вацлавик

Определение

Психотерапия стремится изменить представления людей о природе реальности — представления, которые считаются верными, объективными аспектами "реального" мира, согласно Платону. В системно-конструктивистском подходе такие представления считаются результатом человеческой коммуникации, их цель заключается в том, чтобы заменить вызывающие боль конструкты реальности менее болезненными конструктами за счет введения в данную систему отношений других паттернов взаимодействия.

Краткая характеристика

Признанным во всем мире критерием психического здоровья или болезни является степень адаптированности индивида к реальности. Данная концепция предполагает существование объективной реальности, осознаваемой здоровыми людьми в большей степени, чем людьми с отклонениями.

С другой стороны, современный конструктивизм утверждает: реальность — это всего лишь более или менее практически удобная выдумка. Практически она удобна потому, что позволяет в большей или меньшей степени избегать в жизни боли и проблем. В то же время реальность является выдумкой "как если бы", поскольку представляет собой сложную сеть представлений, систем убеждений и, прежде всего, подвижных и сложных взаимодействий на уровнях личности, семьи, общества, культуры и на других уровнях.

В связи с такой сложностью и невозможностью свести реальность к отдельным компонентам системная психотерапия даже не пытается анализировать происхождение и развитие вызывающих боль и мало соответствующих действительности представлений о якобы объективной природе реальности. Не пытается она и вызвать инсайт. Вместо этого системная психотерапия старается произвести изменения здесь и сейчас.

Психотерапевт старается прежде всего получить описание (не объяснение!) существующей проблемы. Для этого он не может основываться на информации, поступающей только от одного человека. Психотерапевт должен также выявить функцию конкретной проблемы в контексте данной системы человеческих отношений. Иными словами, психотерапевт не спрашивает: "Почему?", а задает вопрос: "Для чего?".

Затем психотерапевт выясняет, к каким решениям проблемы пришли члены системы до настоящего времени. Эта информация позволяет ему прекратить попытки псевдорешения, поддерживающие существование проблемы, и заменить их активным вмешательством в функционирование системы. Он делает это, например, предъявляя требование изменить поведение. Такие изменения поведения — лучше всего, если они бывают небольшими и, на первый взгляд, незначительными, — самими клиентами не осуществлялись, поскольку в их схеме реальности выглядели бессмысленными.

Согласие клиента с этими предписаниями, касающимися поведения, изменяет его реальность. Далее может, хотя и не всегда, последовать инсайт, но это будет инсайт после действия, а не инсайт как предварительное условие и предшественник изменений, о котором говорят классические школы психотерапии. Или, цитируя известного биокибернетика Хайнца фон Ферштера: "Если вы хотите увидеть, учитесь действовать".

Критические замечания

Преимущество данного подхода заключается в том, что это практически удобная фикция, о которой говорил Вейхингер, позволяющая существенно сократить продолжительность и сложность психотерапии. Далее, поскольку осуществляемые психотерапевтом интервенции незначительны, если они и не помогают, то по крайней мере и не вредят.

Это обстоятельство часто подвергается критике. Критики говорят о неглубоком или косметическом характере интервенций, не соответствующем сложности проблемы, внешним проявлением которой является симптом. Критики не понимают, что представление о глубоком, неосознаваемом конфликте — всего лишь еще одна фикция, хотя и менее удобная.

Другое часто высказываемое возражение против данного подхода сводится к тому, что он носит манипулятивный характер. Сторонникам этой точки зрения еще предстоит найти такой вид оказания помощи, который не был бы манипулятивным в положительном смысле слова. В конце концов, люди приходят к психотерапевту для того, чтобы получить помощь, для того, чтобы испытать его влияние и подвергнуться изменениям. И даже самых недирективных психотерапевтов можно обвинить в том, что они прибегают к манипуляциям, хотя и объявляют используемые ими техники неманипулятивными.

Возможно, что наиболее распространенная причина неудач, связанных с применением подобных техник, заключается в неспособности психотерапевта побудить клиентов к такому поведению, которое представляется непонятным, не связанным с проблемой и, следовательно, бессмысленным. В этой связи знание эриксоновских техник (например, изучение психотерапевтом языка клиента и разговор на этом языке, рефрейминг и т.д.) представляется исключительно полезным.

Другая причина неуспеха связана не только с данным подходом. Ее описал еще Альфред Адлер. Речь идет о неспособности определенных клиентов прийти к соглашению относительно цели. Совершенно очевидно, что психотерапевтическая работа при отсутствии цели будет долгой и неконкретной, особенно если психотерапевт убежден в том, что он лучше, чем клиент, знает, в чем тот на самом деле нуждается.

Биография

Пол Вацлавик с 1961 г. является научным сотрудником Института психических исследований в Пало Альто. В настоящее время он клинический профессор факультета психиатрии и поведенческих наук в Стенфордском университете. Вацлавик родился в Австрии в 1921 г. Степень доктора философии получил в 1949 г. в университете Венеции. С 1950 г. по 1954 г. учился в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе, где получил диплом по аналитической психологии. С 1957 г. по 1959 г. Вацлавик преподавал психотерапию в Медицинской школе и на факультете психологии университета Эль-Сальвадора. В 1960 г. был научным сотрудником Института исследований в области психотерапии в Филадельфии. Вацлавик автор одиннадцати книг (переведенных на пятьдесят языков), 85 глав в книгах и множества статей в научных журналах. Свободно владея пятью языками, он преподавал в университетах и центрах подготовки психиатров в Северной и Южной Америке, а также в Европе. В последние десять лет работает консультантом в больших международных корпорациях.

Литература

Vaihinger, Н. (1924). The philosophy of "as if. " London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.

von Foerster, H. (1984). On controlling a reality. In P. Watzlawick (Ed.), The invented reality, pp. 41—61. New York: Norton.

Watzlawick, P. (1978). The language of change: Elements of therapeutic communication. New York: Basic Books.

Watzlawick,P., Weakland, J. H., & Fisch, R. (1974). Change: Principles of problem formation and problem resolution. New York: Norton.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV