Семейная терапия для клиентов с посттравматическими стрессовыми нарушениями

VIII. СИСТЕМНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

4. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНИКИ

Чарльз Р. Фигли

Определение

Психотерапия представляет собой концепцию клинической терапевтической работы психологов, клинических социальных работников, семейных терапевтов, психиатров и других. Эта работа заключается в усилиях, направленных на то, чтобы вызвать такие изменения в клиенте, которые предотвратили бы или ограничили нежелательные симптомы, паттерны поведения или восприятия и вызвали бы чувство благополучия и удовлетворенности жизнью. Я оптимист и верю в то, что каждое человеческое существо или система способны преодолеть любые трудности. Роль психотерапевта заключается в том, чтобы помогать клиентам, снабжая их информацией и обучая их. (Психотерапевт может, например, повысить эффективность процесса принятия клиентами решений, эффективность решения проблем и навыков общения.) В результате клиенты смогут не только решать текущие проблемы, но и более эффективно справляться с проблемами в будущем, так что иногда таких проблем удается полностью избежать.

Краткая характеристика

Значительная часть моей работы заключается в оказании помощи людям и группам людей, испытавшим сильный стресс. Я помогаю им восстановиться эмоционально и восстановить свое дострессовое поведение. Таким образом, моя работа имеет корни в теориях человеческого стресса, особенно в теориях адаптации к травматическому стрессу.

В работе с клиентами, демонстрирующими симптомы, связанные с нарушениями, вызванными посттравматическим стрессом (ПТСН), я стараюсь решить восемь различных задач. В ходе работы я использую различные инструменты, с помощью которых оцениваю достигнутые успехи. Итак, я решаю следующие задачи:

(1) установление раппорта и отношений доверия между психотерапевтом и клиентской семьей; (2) прояснение роли психотерапевта; (3) устранение нежелательных последствий; (4) построение сети социальной поддержки семьи; (5) формирование новых правил и навыков общения в семье; (6) способствование самораскрытию; (7) воссоздание травматических событий; (8) формирование для семьи теории исцеления.

Обычно такая психотерапия включает пять стадий. На первой стадии (принятие обязательств, связанных с целями психотерапии) я пытаюсь увидеть существующие проблемы и цели глазами клиента, а также помочь клиенту заручиться обязательствами всех членов испытавшей травму семьи работать со мной, чтобы добиться целей, сформулированных в нашем соглашении. Эти цели включают, разумеется, решение задач, о которых говорилось выше, но не ограничиваются ими. Если семья не готова оказать хотя бы минимальную поддержку, переход ко второй (или любой другой) стадии не имеет смысла. Но как только основы сотрудничества членов семьи с психотерапевтом заложены, можно переходить к структурированию проблемы семьи.

На второй стадии (структурирование проблемы) я побуждаю клиента или семью клиента рассказать о том вызвавшем травму событии, которое привело их ко мне. Особенно меня интересует в жизни клиента то, что является для него неприятным и требует изменений. Обычно речь идет о различных неприятностях и симптомах, связанных с ПТСН члена семьи, а также с распадом или дисфункцией семьи, тоже связанных с ПТСН.

После того как эти проблемы идентифицированы, к удовлетворению всех членов семьи, которые хотели бы считаться клиентами, начинается третья стадия (реструктурирование проблемы). Она включает оказание помощи клиентам в открытии для себя более приемлемых способов мышления о своем затруднительном положении. Эти новые инсайты или восприятия обычно содержат основные "ингредиенты" теории исцеления семьи.

На четвертой стадии (разработка теории исцеления) выдвигается ряд положений, касающихся данной ситуации. Они могут оказаться полезными как для объяснения актуального затруднительного положения и оказания помощи, так и для прогноза на будущее. Теория исцеления семьи складывается в ходе продолжительной дискуссии, которую ведут ее члены. Будучи менее элегантной, чем большинство научных теорий, теория исцеления семьи предлагает, тем не менее, семантическое противоядие или лекарство для лечения травмы, от которой страдает семья как система, и для устранения последствий этой травмы.

Пятая стадия — успешное окончание интервенции, когда члены семьи не только достигают поставленных в психотерапии целей, но и оказываются хорошо подготовленными к будущим превратностям судьбы. Эта стадия бывает или самой трудной, или самой легкой. Важно, чтобы семьи, прошедшие психотерапию, оценили свои достижения. Они успешно справились с чрезвычайно сильным, травмирующим стрессом, и им'предстоит осознать, что они обладают достаточными ресурсами (в виде навыков и установок) для того, чтобы справиться с травмирующими ситуациями и в будущем, если они возникнут.

Критические замечания

Психотерапевты, с которыми я общался как тренер, супервизор или консультант, проявляли искреннее желание помогать клиентам, перенесшим травмы. Однако большинству трудно поверить в то, что единственное травматизирующее событие или ряд таких событий может явиться причиной нарушений, испытываемых клиентами продолжительное время спустя.

Мало кому из психотерапевтов нравится работать с жертвами, с людьми, страдающими от ПТСН. И очень многие жертвы выражают неудовлетворение результатами психотерапии, которую проходили в прошлом. Вину за такое положение не несут ни клиент, ни психотерапевт. В большинстве случаев психотерапия строится на предположении, что текущие проблемы являются следствием длительных нарушений в функционировании индивида. Часто неправильный диагноз ставится клиентам, жалующимся на депрессию, общую тревожность, нарушения сна, навязчивые образы и реакции испуга, связанные с ПТСН, или на безуспешность предпринимаемых ими попыток справиться с этими симптомами (социальная изоляция, злоупотребление определенными препаратами, физическая или вербальная агрессия в отношении самих себя или других). Неправильный диагноз может оказаться следствием неспособности психотерапевта или клиента увидеть связь между симптомами и событием, вызвавшим травму, или следствием недостаточного знания симптомов ПТСН, или же дискомфортом, сопутствующим мыслям и разговорам о травматических переживаниях.

Мой подход предполагает высокую степень концентрации на проблеме и ограниченность во времени. Возможности его применения ограничены довольно узкой прослойкой населения: он предназначен для оказания помощи тем семьям, в функционировании которых наблюдаются отклонения, вызванные в первую очередь травматизирующим стрессом. Достоинства моего подхода заключаются в том, что с его помощью могут быть довольно быстро, обычно в течение трех месяцев, устранены интрапсихические и межличностные конфликты, связанные с травматическим стрессом.

Биография

Чарльз Р. Фигли — профессор семейной терапии и социальной работы в Университете штата Флорида. Он организовал Международное общество по изучению травматического стресса и является его президентом. Фигли — автор более ста научных статей и десяти книг. Степень доктора философии он получил в 1974 г. в Университете штата Пенсильвания.

Литература

Figley, С. R. (Ed.). (1978). Stress disorders among Vietnam veterans: Theory, research, and treatment. New York: Brunner/Mazel.

Figley, C. R. (1983). Catastrophes: An overview of family reactions. In C. R. Figley & H. I. McCubbin (Eds.), Stress and the family: Vol. 2. Coping with catastrophe (pp. 3— 20). New York: Brunner/Mazel.

Figley, C. R. (1985). From victim to survivor: Social responsibility in the wake of catastrophe. In C. R. Figley (Ed.), Trauma and Us wake: The study and treatment of post-traumatic stress disorder (pp. 398—416). New York: Brunner/Mazel.

Figley, C. R. (1986). Traumatic stress: The role of the family and social support system. In C. R. Figley (Ed.), Trauma and its wake: Vol. 2. Traumatic stress theory, research and intervention (pp. 398—416). New York: Brunner/Mazel.

Figley, C. R. (1988). Victimization, trauma, and traumatic stress. Counseling Psychologist, 16(4:), 635-641.

Figley, C. R. (1989a). Helping traumatiwd families. San Francisco: Jossey-Bass. Figley, C. R. (Ed.). (1989b). Treating stress in families. New York: Brunner/Mazel. McCubbin, H. I., & Figley, C. R. (Eds.). (1983). Stress and the family: Vol. 1.

Coping with normative transactions. New York: Brunner/Mazel.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV