Психодинамическая групповая психотерапия

IX. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

1. ОБЗОР

Сол Скидлинжер

Определение

Групповая психотерапия представляет собой один из специфических методов клинической практики, состоящей из множества направлений психотерапии. Она подразумевает психосоциальный процесс, в ходе которого получивший специальную подготовку специалист по вопросам здоровья (обычно это психиатр, психолог, социальный работник или медицинская сестра) использует эмоциональное взаимодействие в маленьких, тщательно сформированных группах с целью улучшения личностных функций специально подобранных для этого индивидов. Каждый член группы предварительно диагностируется: выявляются его личностные проблемы и сильные стороны. Каждый член группы выражает согласие на прохождение групповой психотерапии (иногда в сочетании с другими психотерапевтическими подходами) для изменения патологического способа функционирования.

Краткая характеристика

Прежде чем определить клиентов в ту или иную группу, необходимо встретиться с каждым из них в отдельности хотя бы несколько раз, для того чтобы выяснить, принесет ли им пользу групповая работа сама по себе или в сочетании с другими интервенциями. Кроме того, при формировании группы следует помнить: группа должна быть сбалансированной по таким критериям, как пол, возраст, этническое происхождение, социоэкономическое положение, образовательный уровень и особенно характер патологии ее участников.

Сочетание индивидуальных и групповых сессий, проводимых раз в неделю, особенно полезно в случаях глубоко укоренившейся патологии, когда целью становится перестройка характера. Индивидуальные сессии дополняют эффект групповых занятий, обеспечивая повторения и медленный процесс усвоения позиций и инсайтов ("проработка"), берущих начало в групповой работе.

Любое теоретизирование в групповой психотерапии должно включать интеграцию двух в корне отличающихся, но тем не менее связанных концептуальных систем, представляющих собой самостоятельный комплекс идей. Речь идет: (1) о системе группового процесса, когда ставится вопрос: "Что заставляет группы "работать?" (вопрос, относящийся ко всем группам); (2) о системе групповой психотерапии, т.е. о модальности клинической интервенции с соответствующими психотерапевтическими элементами и специфическими техниками, предназначенными для стимулирования изменений поведения каждого из членов группы. В группе происходит непрерывное взаимодействие между проявлениями индивидуальной личности, с одной стороны, и группового процесса — с другой, протекающее на уровнях сознания и бессознательного. Я провожу различие между динамически-современным и генетически-регрессивным уровнями группы.

На первом из них мы имеем дело с легко поддающимися наблюдению преходящими выражениями осознаваемых потребностей и эго-адаптивных паттернов, групповых ролей, симпатий и антипатий, а также со структурой группы. Поведение здесь представлено в основном реакциями на реальные, связанные с ситуацией в группе факторы, в силу чего задействованными оказываются внешние аспекты личности. На генетически-регрессивном уровне мы имеем дело с бессознательной и предсознательной мотивацией, паттернами защиты и конфликтами — с такими типичными для клиники феноменами, как перенос, контрперенос, сопротивление, идентификация или проекция. На каждом из этих уровней имеют место групповые и индивидуальные напряжения различной глубины и интенсивности.

Таким образом, каждый член группы может воспринимать другого члена группы и психотерапевта совершенно по-разному: или такими, какими они являются в действительности, или же в самом искаженном виде, причем эти искажения порождаются внутренними мотивами, нарушениями функций Эго, а также возникают под влиянием ситуации в группе. Какой-либо участник группы может восприниматься другим участником как партнер и реалистический объект симпатии, эмпатии или отвращения. Этот же самый клиент на более глубоком уровне нередко воспринимается как объект переноса, пользующийся любовью или вызывающий ненависть (брат, сестра или один из родителей), из предшествовавшего периода жизни. Точно так же группа в целом может восприниматься весьма по-разному: как группа равных, как семейная группа, вплоть до глубочайших символических идеаций (например, материнская группа).

Вербальная и невербальная коммуникация в группах недирективной психотерапии сродни свободным ассоциациям и подвергается интервенциям со стороны психотерапевта и других членов группы, причем участники группы в данном случае играют роль психотерапевтов из собственного круга. Главные психотерапевтические элементы в групповой психотерапии связаны с возможностью в безопасной обстановке снова пережить и проработать ранние переживания собственной жизни и жизни семьи, произвести тестирование реальности и получить поддержку от товарищей по группе и группы в целом — принимающей и структурирующей среды. В дополнение к этим преимущественно экспериенциальным факторам проводятся также интервенции, направленные на "придание смысла". Их диапазон широк: начиная с прояснений посредством конфронтации и кончая интерпретациями неосознаваемых элементов мотивации, лежащих в основе поведения.

Мое определение и описание групповой психотерапии составлены так, чтобы их можно было сопоставить с тремя другими дополнительными видами групп оказания помощи людям в институтах психического здоровья и в непосредственном социуме. Они тесно связаны друг с другом, но между ними есть и существенные различия. К первой категории относятся терапевтические группы, берущие на вооружение все групповые подходы (отличающиеся от групповой психотерапии) и используемые персоналом помогающих служб (не обязательно получившим соответствующую подготовку) в условиях стационара и в амбулаторных условиях. Их спектр — от встреч терапевтического сообщества психиатрических больниц до групп "очередников" амбулаторного лечения. Вторая категория — группы развития и тренинга. В данном случае речь идет скорее об аффективном и когнитивном обучении. К этой категории относятся многочисленные группы повышения сознания и группы повышения уровня восприятия, открытые для широкой публики. На другом конце спектра находятся различные мероприятия, посвященные тренингу и организационному развитию.

Обычно применяются три различных подхода: (1) лабораторный метод с теорией и практикой Т-групп, начало которому было положено в 1940-х годах нашего века в Бетеле, штат Мэйн; (2) группы самоанализа, используемые в конфликтологических службах университетов и посвященные отношениям в группах (конференции А. К. Раиса), основанные на теориях группового процесса В.Р. Биона. Третья категория включает группы самопомощи и группы взаимной помощи. Это добровольные групповые структуры, где встречаются люди, страдающие одной и той же болезнью и стремящиеся к достижению изменений и в самих себе, и в обществе. Вот некоторые из хорошо известных групп подобного рода: Анонимные Алкоголики, Синанон и Риковери (группы реабилитации).

Этим описанием разнообразных групп помощи мы вовсе не хотим показать, что они менее полноценны, чем групповая психотерапия. Мы лишь обращаем ваше внимание на то, что они другие. Только исходя из потребностей конкретного клиента можно определить оптимальные модальности для конкретного случая. Я выступаю с позиций плюрализма в спорах о том, что важнее в групповой психотерапии — индивидуальные интрапсихические контексты, межличностные контексты или контексты группы как целого. Едва ли стоит провозглашать, что тот или иной из этих элементов (которые в совокупности я считаю гештальтом) в теоретическом отношении стоит выше других элементов. Лишь психотерапевт, проводящий групповую психотерапию, руководствуясь своими соображениями о том, что окажет наиболее сильное целительное воздействие в данный момент, может уделить большее внимание одному или нескольким из этих элементов, планируя интервенции для кого-либо из членов группы или всей группы в целом.

Приводимый ниже список функций группового психотерапевта (возможно, неполный) включает как те, что нацелены в первую очередь на сохранение группы, так и те, что носят терапевтический характер:

• Составление группы, выбор времени, места встречи, вопросы оплаты.

• Структурирование сессий с учетом требования конфиденциальности, повестки дня, допустимости физического контак та, использования результатов, полученных с помощью метода свободных ассоциаций, социального взаимодействие вне группы и т.д.

• Эмпатическое принятие каждого клиента и забота о нем в сочетании с верой в то, что клиент обладает необходимым для изменений потенциалом.

• Поощрение открытого выражения чувств.

• Поддержание атмосферы терпимости и принятия чувств и поведения в сочетании с концентрацией внимания на"Я", исследовании межличностных отношений и осознании. Психотерапевт побуждает к участию в этой деятельности всех членов группы.

• Контроль за выражением клиентами своих побуждений, за уровнем напряженности и тревоги клиентов, осуществляемый в приемлемых границах.

• Контроль за групповыми проявлениями, осуществляемый как в интересах каждого из клиентов, так и в интересах поддержания морального состояния группы на оптимальном уровне.

• Использование вербальных интервенций — от простых наблюдений до психоаналитических интерпретаций, — направленных на тестирование реальности и выявление значения и генетических связей.

Биография

Сол Скидлинжер — доктор психологии, профессор психиатрии в колледже медицины имени Альберта Эйнштейна. Он также читает лекции в отделении детской психиатрии Медицинского и хирургического колледжа Колумбийского университета в Нью-Йорке. Степень доктора психологии Скидлинжер получил в 1951 г. в Нью-Йоркском университете. В прошлом он был президентом Американской ассоциации групповой психотерапии и издателем "Международного журнала групповой психотерапии". Скидлинжер является автором трех книг и более семидесяти глав и статей по групповым процессам и психическому здоровью. Будучи последователем психодинамической философии, он был одним из первых, кто начал заниматься адаптацией классических техник групповой работы к особенностям клиентов, происходящих из неблагополучной социальной среды.

Литература

Scheidlinger, S. (1980). Psychoanalytic group dynamics: Basic readings. New York: International Universities Press.

Scheidlinger, S. (1982). Focus on group psychotherapy: Clinical essays. New York: International Universities Press.

Scheidlinger, S. (1987). On interpretation in group psychotherapy: The need for refinement. International Journal of Group Psychotherapy, 37, 339—352.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV