ХАРАКТЕРЫ

Глава 1. МОДАЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ

Переходя к характерологии, можно сказать, что если модальность это тип отношения высказывания к реальности, то характер это совокупность психологических реакций сознания на реальность, и при этом в одном определенном характере преобладает ядерная, доминантная реакция на реальность.

В сангвиническом (циклоидном) характере такой доминантной реакцией является синтонность — жизнерадостно-светлое принятие реальности во всех ее проявлениях. (В психоаналитической характерологии кречмеровс-кому циклоиду примерно соответствует депрессивно-маниакальный характер [Риман 1998, Мак-Вильяме 1998].)

В эпилептоидном характере доминантой является вязкая дисфорическая эксплозивность. (В психоаналитической характерологии эпилептоиду, по крайней мере отчасти, соответствует параноидный характер.)1

В психастеническом характере это тревожно-рефлексивная доминанта. (В психоаналитической характерологии ганнушкинскому психастенику отчасти соответствует райховский мазохистический характер [Райх 1999] и определенными чертами, с одной стороны, обсессивно-компульсивный, а с другой — депрессивный характеры [Мак-Вильямcc 1998].)

В истерическом характере — это вытеснительно-демонстративный комплекс. (В психоаналитической характерологии выделяется нарциссический (у Райха — "фаллическо-нарциссический") характер, черты которого покрываются традиционно понимаемым истерическим [Мак-Вильямc 1998].)

В обсессивно-компульсивном (ананкастическом) характере это педантический комплекс (один из немногих характеров, который понимается обеими традициями примерно одинаково).

В шизоидном характере это аутистический комплекс (в понимании данного характера кречмеровская и райховская традиции также во многом совпадают2.

1 Из клинических характерологов П. Б. Ганнушкин и К. Леонгард разграничивают эпилептои-да и параноика (в терминологии Леонгарда соответственно "возбудимый" и "застревающий" характеры) [Ганнушкин 1998, Леонгард 1998]. Н. Петрилович выделяет только параноика [Petritowisch 1966]; M. E. Бурно и П. В. Волков выделяют только эпилептоида, причем M. Е. Бурно считает параноиков подгруппой эпилептоидного характера [Бурно 1990,1996, Волков 2000].

2 В дальнейшем мы будем рассматривать только эти шесть выделенных нами характеров. Выделяемый в клинической традиции ювенильный характер мы рассматриваем как вариант истерического. Вне нашего рассмотрения остаются также смешанные ("мозаические") конституции - органическая, эпилептическая, шизофреническая ("полифоническая") и эндокринная (гомосексуальная) (подробно о них см. в книгах [Бурно 1996, Волков 2000])

Сказанное о характерах можно обобщить в виде матрицы:

Матрица 2. Характеры
Качества характеры

синтоннность

аутистичность

рефлексивность

авторитарность

демонстративность

педантичность

циклоиды

+

0 0

эпилептоиды

+

0

истерики

0

0

+

психастеники

+

0

ананкасты

0

+

шизоиды

-

+

+

0 0 0

Подобно модальностям, характеры проявляют себя в двух противоположностях, которые Кречмер в "Строении тела и характере" определил как пропорции [Кречмер 2000].

В циклоидном характере это диатетическая пропорция — между хорошим и дурным настроением.

В шизоидном характере это психестетическая пропорция — между гиперэстетичностью (сверхчувствительностью) и анэстетичностью (бесчувственностью).

Эпилептоидная аффективно-аккуммулятивная пропорция (выделена Ф. Минковской) — это пропорция между инертностью и дисфорической эксп-лозивностью. М. 0. Гуревич выделил также в эпилептоидном характере пропорцию между прямолинейной жестокостью и ханжеской угодливостью ("комплекс Иудушки") [Бурно 1990: 82]. Однако, как отмечает M. E. Бурно, вторая из этих двух пропорций менее универсальна, так как возможны "нравственные эпилептоиды" — не угодливые и не жестокие.

Истерическая пропорция — это пропорция между неподвижностью и акцентуированным стремительным движением ("двигательной бурей") [Кречмер 1994] и, как вариант, между вычурной демонстративной статичностью и ювенильной сиюминутностью, подвижностью аффекта (см. также главу "Апология истерии").

Обсессивная пропорция — это пропорция между стремлением к гиперупорядоченности, педантичностью и невозможностью брать на себя ответственность, нерешительностью, а также между рациональностью и мистицизмом, "всемогуществом мыслей" [Фрейд 1998] (см. также главу "Поэтика навязчивости").

Психастетическая пропорция — это пропорция между сверхсовестливостью и занудной сомневающейся дотошностью (комплекс Червякова).

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV