Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable water bar
Беспроцентные кредиты

XX ВЕК. СИНТЕЗ МОНОПОЛИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧАСТЬ I. ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ

Начало XX века характеризуется бурным развитием музыкальной индустрии развлечений. Большую роль в развитии концертной деятельности сыграли Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество, Русское музыкальное общество, Кружок русской музыки, концертная музыкальная организация «Дом песни», просуществовавшая до 1918 года. Музыкальная эстрада в этот период находилась, в основном, в руках частной антрепризы.

ИНДУСТРИЯ ГРАМЗАПИСИ

Особенно активно развивается сфера грамзаписи. Первая в России фабрика грампластинок открыта в Риге в 1902 году. А в 1907 году производство пластинок организовала фирма Пате, ввозившая матрицы из-за границы (с 1922 г. — «Фабрика имени 5-летия Октября»). С 1910 года выпуск пластинок начинает фабрика «Метрополь-рекорд» на станции Апрелевка под Москвой. В 1911 году запущена в эксплуатацию фабрика товарищества «Сирена-Рекорд», которая за год отпечатала 2,5 миллиона пластинок.

Государственная Дума приняла закон «Об авторском праве», где впервые были учтены интересы звукозаписывающих компаний. Образовано Агентство музыкальных прав русских авторов (АМПРА). Годовое валовое производство в России составляло 18 миллионов грампластинок, на рынке действовало около 20 компаний. Апрелевский завод увеличил мощности до 300 тысяч пластинок в год. Был создан «Синдикат объединенных фабрик», с целью противодействовать крупным зарубежным производителям. Однако после начала первой мировой войны в России их количество сократилось.

В 1915 году вступил в строй завод «Пишущий амур в Москве». До революции в России насчитывалось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук грампластинок в год; кроме того, 5-6 миллионов производилось по импортным матрицам. Большинство фабрик были основаны на личном русском капитале — «Товарищество Ребиков и К?» и другие. Однако в это же время рынок сталкивается и с первыми негативными явлениями в музыкальной индустрии, характерными и для современного шоу-бизнеса. Появились первые пиратские пластинки, производством которых занималась компания «Неографон» и петербургский филиал американской фирмы «Мелодифон». Дальше всех пошел предприниматель Д. Финкельштейн — его товарищество «Орфенон» производило исключительно пиратские пластинки.

МУЗЫКАЛЬНО-ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Подобные явления происходили и в музыкальных издательствах. В начале XX века нотно-издательское дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфического оформления нот зарубежным музыкальным изданиям. Такие русские музыкальные издательства как фирма Юргенсона, завоевали мировое признание. В первые десятилетия XX века существовали многочисленные музыкальные магазины — фирмы на периферии (Ярославль, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Саратов и других городах), занимавшиеся музыкально-издательской деятельностью. Музыкальные издательства и музыкальные магазины в России выпускали каталоги, изданных ими нот, являющиеся и по сей день ценными источниками изучения музыкальных вкусов эпохи.

НАЗАД К МОНОПОЛИИ

Кардинальные изменения в музыкальном искусстве произошли после революции 1917 года. Издательское дело переходит в руки государства (Декрет Совета народных комиссаров от 19 декабря 1918 года). В 1921 году нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое нотное издательство, которое в 1922 году вошло в состав «Госиздата» на правах его музыкального сектора. В 1930 году музыкальный сектор реорганизуется в Государственное музыкальное издательство «Музгиз» с отделением в Ленинграде, ставшее крупнейшей музыкально-издательской фирмой. В эти же годы работает и ряд других музыкальных издательств, в частности, кооперативное «Тритрон» (1925-1935 гг.). Они выпускали ноты и книги по музыке. Эпизодическим выпуском нот занимается ряд общественных организаций и ведомств: Московское общество драматических писателей и композиторов (МОПИК, 1917-1930 гг.), Всесоюзное управление по охране авторских прав. В 1939 году при Союзе композиторов создан Музыкальный фонд СССР, в задачи которого входило издание произведений советских композиторов. В 1964 году «Музгиз» и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка», но в 1967 году они снова разделяются. Этими издательствами выпускаются журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».

ИНДУСТРИЯ ГРАМЗАПИСИ

Производство грампластинок также претерпевает период резких перемен. Эта отрасль была национализирована. А одной из первых грампластинок, выпущенных в свет при советской власти, стала запись речи В.И. Ленина «Обращение к Красной Армии». В 1919-1920 гг. отдел «Центропечати» «Советская пластинка» выпустил более 500 тысяч граммофонных дисков. Это были преимущественно речевые записи — выступления видных партийных и общественных деятелей. В 20-е годы было возобновлено производство на старых предприятиях, а в 30-е годы начинает работу Всесоюзный дом звукозаписи в Москве. В 1957 была основана всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», объединившая отечественные заводы, дома и студии грамзаписи и ставшая на многие годы монополистом в звукозаписи.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Излишне говорить, что и в концертной деятельности произошли большие изменения. Организация и руководство всей отраслью перешли в руки государства, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.

В эту систему под эгидой министерства культуры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа.

Концерты проходят не только в концертных залах больших городов, но и в небольших клубах, домах культуры, в цехах заводов, фабрик, в совхозах, колхозах, в красных уголках и на фермах. При этом оплата артистам проводилась по строго установленным тарифам — от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы. Связанные с реорганизацией этой деятельности. Мне кажется, что сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Ведь право платить исполнителю от спроса ранее отсутствовало. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. А результат этого процесса очевиден. Только в Москве в настоящее время функционирует свыше семидесяти государственных и частных ассоциаций, фирм, компаний, объединений, занимающихся организацией концертной деятельности. И это только официально зарегистрированных. Мы не говорим о нелегальных, неоформленных объединениях. Естественно, управлять такой многогранной деятельностью под силу только высокопрофессиональным специалистам-менеджерам, которые должны не только и не столько удовлетворить возрастающие запросы публики, но и предвидеть их, четко улавливая конъюнктуру рынка и отслеживая деятельность конкурентов, учитывая в своей работе другие факторы этого рынка, такие как платежеспособность населения и пр.

Вернуться к оглавлению