Наши партнеры

Online-wings.ru - Купить авиабилет москва бали авиабилеты москва бали www.online-wings.ru.

ШОУ-БИЗНЕС - НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА

Я часто задавал себе вопрос — что такое шоу-бизнес? Это наука или искусство? Попробуем разобраться.

Искусство? Безусловно! Ведь конечным результатом его является создание духовных ценностей, художественной продукции (номер, клип, компакт-кассета, компакт-диск, видеофильм, концертная, теле-, радиопрограмма и т.д.) и продвижение их на рынок культурных услуг.

Наука? Вне всякого сомнения! Ведь это управление процессом создания указанных ценностей и успешное решение проблем реализации созданной продукции. На мой взгляд, и наука, и искусство тесно и органично переплетены в деятельности продюсера. И в этом смысле его работа может быть названа ТВОРЧЕСТВОМ.

Именно поэтому начинающему продюсеру просто необходимо знать закономерности развития шоу-бизнеса в этих двух неразрывных его сторонах.

Категоричность данного суждения подтверждена моей профессиональной деятельностью. Я давно понял, что без теоретического осмысления этих проблем начинающий продюсер неизбежно заблудится в дебрях шоу-бизнеса. Очень точно эта мысль выражена в книге известного американского исследователя Дональда Пасмана «Все о музыкальном шоу-бизнесе». Он справедливо замечает, что прекрасно справляться со своим делом и зарабатывать большие деньги, нельзя, ничего не понимая в финансах: «Надо сначала получить прекрасное представление о том, как вообще устроен бизнес, каковы его составляющие части, в чем заключается разница между прибылью и убытком и т.д.». Я бы выразил эту мысль с помощью известной русской пословицы: «УЧЕНЬЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ -ТЬМА». Но мало произнести простую и ясную пословицу. Ведь она — не магическое заклинание. Нужно четко понять — музыкальный шоу-бизнес — это синтез науки и искусства, и одна часть без другой существовать не может. Ведь вот песня — отними мелодию, и получатся стихи, а без текста — будет инструментальная пьеса.

ЧТО ВАЖНЕЕ - ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА?

Отвечаю! И то, и другое. Без практики теория мертва, а без теории практика слепа. Еще древние философы утверждали, — самый короткий путь к истине лежит через знания и практику. Ведь прежде чем ЧТО-ТО сделать, надо об этом ЧТО-ТО знать. Теория возникает из практики. У нас уже накоплен достаточный опыт создания цивилизованного музыкального шоу-бизнеса, теперь необходимо его осмыслить.

ЗАЧЕМ НАДО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ?

Время, в которое мы живем — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную перестройку. В социально-политическом смысле это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в культуре и искусстве. Поэтому сейчас появилась необходимость овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента в различных областях жизни, в частности в шоу-бизнесе.

За рубежом значимость менеджмента проявилась в 30-е годы XX века. Именно тогда эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой менеджеров в весьма влиятельную силу. А в настоящее время, когда и у нас бизнес проникает во все сферы деятельности — экономическую, социальную, культурную и т.д., менеджмент приобретает особое значение. Это в полной мере относится и к шоу-бизнесу. Ведь умело управлять в нем означает выжить, устоять и вырасти.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Следует отметить, что в настоящее время менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение управления в каждой из стран, передача опыта становятся очень ценными и полезными, поскольку это позволяет понять, как вести бизнес в собственной стране и за границей, избегать ошибок в ситуациях, которые встречались в прошлом и настоящем, но вполне возможны и в будущем.

Мне не редко приходилось слышать изречение: «Чужого опыта не бывает, опыт бывает только свой». И знаете, я с этим изречением, в принципе, согласен. Однако изучение чужих успехов или неудач, как я убедился на практике, бывает очень поучительно и, безусловно, научные и практические обобщения, выработки общих принципов успешного управления, типизация различных его форм и условий их применения очень важны для отечественного менеджмента вообще и шоу-бизнеса в частности. Но хочу дать совет начинающим продюсерам: абсолютно противопоказано механически переносить опыт организации шоу-бизнеса западных стран на отечественный рынок, слепо следовать выводам зарубежных ученых и рекомендациям их практиков. Но знать их идеи, принципы, приемы, безусловно, необходимо.

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ВООБЩЕ

Сейчас прилавки книжных магазинов и лотков пестрят литературой по менеджменту в различных областях деятельности. Однако до настоящего времени нет единого определения этого понятия. В одних работах этот термин трактуется в широком смысле и упрощенном понимании как УМЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, используя ТРУД, ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ряде других работ отечественных и зарубежных авторов менеджмент рассматривается как управление — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. А Питер Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации, предлагает такое определение: УПРАВЛЕНИЕ — ЭТО ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕВРАЩАЮЩИЙ НЕОРГАНИЗОВАННУЮ ТОЛПУ В ЭФФЕКТИВНУЮ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ.

Не задерживая вашего внимания на теоретических дискуссиях и не вдаваясь во множество различных формулировок, хочу предложить использовать термин менеджмент применительно к нашей проблеме и принятым большинством ученых.

МЕНЕДЖМЕНТ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации, используя знания и умения других людей.

Здесь достаточно четко просматриваются четыре основных структурных элемента — ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ.

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА?

ЭТО ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ФУНКЦИЮ РУКОВОДСТВА

ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ) И ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРОВ, РЕЖИССЕРОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И Т.Д., РАБОТАЮЩИХ В ШОУ-БИЗНЕСЕ.

Мне кажется, данное определение отражает современное состояние и развитие шоу-бизнеса в нашей стране. В нем четко выделены два структурных элемента — процесс СОЗДАНИЯ духовных ценностей и процесс ПРОДВИЖЕНИЯ художественной продукции на рынок культурных услуг.

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС

В культуре развитых западных стран понятие МЕНЕДЖМЕНТ очень часто соседствует с понятием БИЗНЕС. В зарубежной научной литературе бизнес рассматривается как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг («Business management» — управление бизнесом, управление коммерческой деятельностью). Однако бизнесмен и менеджер не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который занимается чистой коммерцией, «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Разновидностью бизнеса является предпринимательство. Это вид деятельности еще более связывается с личностью человека, который осуществляет бизнес. Затевая новое дело, он вкладывает собственные средства в новое предприятие, новый проект и принимает на себя личный риск.

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном в начале XVIII века, и с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового производства или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV