АРТИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА

Приоритетным направлением в коммерческой деятельности является артистический менеджмент. Главная его задача — поиск талантливых исполнителей-артистов, организация их творческой деятельности: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры. Понятно, что от менеджера при этом зависит как уровень популярности артиста, так и коммерческий успех проекта.

К сожалению, в отечественной практике шоу-бизнеса нет строгого разграничения функций и обязанностей лиц, работающей в данной сфере. В настоящее время во многих концертных организациях с исполнителем, как правило, работает директор, который одновременно выполняет функции бизнес-менеджера, продюсера. Это противоречит мировой практике, где функции строго определены:

— продюсер — осуществляет руководство всем творческим процессом, обеспечивает финансирование и творческий контроль;

— агент — осуществляет поиск работы для артиста;

— персональный менеджер — советует, подбирает артисту агента, юриста, компанию звукозаписи, координирует турне, приобретает звукозаписи, обеспечивает пиротехнику, билеты на транспорт и т.д.;

— бизнес-менеджер — выполняет функции бухгалтера;

— продакшн-менеджер — заведующий постановочной частью, отвечает за аппаратуру и оборудование;

— юрист — регулирует и контролирует все взаимоотношения.

ТИПОЛОГИЯ АРТИСТОВ ШОУ-БИЗНЕСА

Одним из направлений в артистическом менеджменте является создание новых «звезд». Этот процесс достаточно сложен и продолжителен. Поэтому задача продюсера — найти талантливых исполнителей, определить их творческие способности, выявить творческий потенциал, увидеть возможности формирования из них будущих «звезд».

Сложность отбора исполнителей заключается в том, что в период перестройки, открывшей путь к созданию альтернативных форм организации концертной деятельности, усилению коммерциализации искусства, особенно в музыкальном шоу-бизнесе, на концертных площадках, в программах радио и телевидения появилось большое количество исполнителей, продукция которых не всегда бывает качественной. В настоящее время при наличии финансовых средств и современной аппаратуры в условиях студии можно изготовить качественную фонограмму с исполнителями, не обладающими ни исполнительским мастерством, ни вокальными данными.

Опыт работы на телевидении и в шоу-бизнесе позволил выявить типы артистов, приняв за основу два основных критерия:

1. насколько хорошо исполнитель понимает музыку;

2. насколько хорошо он владеет исполнительским мастерством.

ПЕРВЫЙ ТИП. «Не умеет и не понимает». К нему относятся исполнители, которые любят музыку искренне и бескорыстно. Это огромная армия дилетантов, чаще всего музыкально не образованных или имеющих начальное музыкальное образование (самоучки и начинающие музыканты).

ВТОРОЙ ТИП. «Умеет, но не понимает». Музыкантов такого типа можно найти среди исполнителей, не имеющих специального образования. Они, как правило, владеют на достаточно высоком уровне инструментом или вокалом, иногда изумляют, своей виртуозностью, но не обладают индивидуальностью, уникальностью исполнения. Их виртуозные пассажи наполнены набором стандартных фраз, снятых с пластинок, компакт-дисков и т.д., нередко эклектичны в стилистическом и жанровом отношении. О таких исполнителях часто говорят — звуков много, а музыки нет. Причем многие из них убеждены в том, что самые современные приемы эстрадного исполнения давно открыты на Западе, а наша задача — их умело использовать (снимать, копировать) в своих композициях. Поэтому их произведения вторичны, похожи друг на друга. А ведь главный критерий творчества — самобытность и уникальность.

ТРЕТИЙ ТИП. «Понимает, но не умеет». Это, как правило, музыканты-теоретики, музыковеды, несостоявшиеся исполнители. Они полны оригинальных идей, мыслят, обладают знаниями, но не владеют техникой игры на инструменте, вокальным мастерством и непосредственным чувством. Из такого типа музыкантов могут вырасти хорошие продюсеры и менеджеры, которые способны помочь другим в творческом воплощении замысла исполняемых произведений.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП. «Понимает и умеет». Этим качеством обладают музыканты-исполнители. Для них подготовка произведения, программы к исполнению — это процесс создания художественной ценности. Они очень часто скрупулезно трудятся над материалом и критически относятся к своему творчеству, постоянно стремятся к поиску новых идей и выразительных средств.

Знание индивидуально-психологических особенностей артистов и закономерностей развития современного эстрадного искусства поможет добиться высокого художественного результата и выйти на рынок культурных услуг.

ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Также приоритетным направлением в коммерческой деятельности шоу-бизнеса является постановка зрелищных программ. Самыми массовыми и дорогостоящими являются конкурсы, фестивали, театрализованные представления, народные гуляния, праздники, карнавалы... Их организация и проведение реальны при наличии меценатов, спонсоров или при гарантированном приобретении какой-либо телекомпанией прав на показ такой акции, как это принято за рубежом. Окупаемость же самих шоу-программ и концертов возможна при увеличении количества выступлений и повышении стоимости билетов.

При организации фестивалей, конкурсов, праздников необходимо учитывать следующее:

— тематический характер (фестивали и конкурсы джазовой музыки, фестивали и конкурсы эстрадной песни, фестивали рок-музыки);

— место проведения (локальные, региональные, мега-праздники, фестивали и конкурсы);

— частота проведения (раз в месяц, год, два-пять лет);

— объем;

— система финансирования;

— рыночная направленность (международный, национальный, региональный, локальный).

Изучение практики организации крупных фестивалей, конкурсов и праздников музыки в нашей стране и за рубежом показывает, что они в основном проводятся некоммерческими организациями. Их учредителями, как правило, являются государственные и общественные организации, учебные заведения, международные и национальные ассоциации различных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, Консерватория, Московская джазовая ассоциация), а коммерческие организации приглашаются в качестве спонсоров или включаются в состав оргкомитетов.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV